Travelport с 25 октября

Над программой кэшбэка нависла угроза закрытия

Турбизнес считает, что эффект программы туристического кэшбэка трудно переоценить. Она оказалась исключительно актуальной в условиях кризиса и снижения реально располагаемых доходов населения, заметно стимулировала спрос на турпоездки в это трудное время и сделала более доступными отдых и лечение на российских курортах для семей с невысокими доходами.

С этой оценкой согласны региональные администрации и туристические ассоциации, они рассчитывают на продление программы кэшбэка на 2022 год.

Вместе с тем в прессе проскакивают мнения, что в правительстве эту программу признали недостаточно эффективной, стимулирующей лишь повышение цен на гостиничные услуги, поэтому над ней нависла угроза закрытия.

В этой связи Российский союз туриндустрии (РСТ) инициировал обращение к председателю правительства Михаилу Мишустину. Его подписали президент РСТ Андрей Игнатьев, президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин, президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. 

В обращении отмечается, что кэшбэк и подорожание гостиниц можно увязать, только если программа реализуется в высокий туристический сезон, когда объекты размещения и без того в основном загружены. Но предпринимательские объединения турбизнеса никогда и не предлагали субсидировать турпоездки в высокий сезон. Наоборот, в обращениях РСТ говорилось о необходимости сфокусировать продажи с использованием кэшбэка в период межсезонья. В этом случае рост цен на услуги абсолютного большинства гостиниц и санаториев маловероятен из-за большого количества свободных номеров и высокой конкуренции за потребителя.

Более того, именно программа кэшбэка способствует загрузке гостиниц в низкий сезон, и это стало важнейшим условием повышения эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию коллективных средств размещения (КСР). Не случайно задача повышения межсезонной загрузки КСР фигурирует в качестве одной из ключевых и в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, и в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» на 2021-2030 годы.

Кроме того, программа способствует снижению сезонных колебаний не только спроса на поездки, но и занятости местного населения. А ведь период низкого сезона на российских курортах составляет, как правило, более полугода.

Помогает программа кэшбэка и в решении другой наболевшей проблемы – недобросовестной конкуренции между легально работающими гостиницами и частным сектором, предоставляющим туристам проживание в обход действующего законодательства: под субсидирование попадают туры только с размещением в классифицированных санаториях или гостиницах.

В своем обращении руководители предпринимательских объединений предлагают продолжить финансирование программы туристского кэшбэка, сфокусировав продажи туров на периоды со второй декады января по апрель и с октября по декабрь, а для стимулирования ранних продаж разрешить реализацию туров с кэшбэком на низкий сезон 2022 года. Для речных круизов график продаж по программе может быть скорректирован с учетом сроков навигации.