Travelport с 18 января

Мировой рынок морских круизов восстанавливается

В мае-апреле 2021 года наблюдался резкий всплеск спроса на круизные путешествия, а летом 2021 года 80% флота ведущих круизных линий вернулось на маршруты. Об этом сообщил генеральный директор The Cruise Lines International Association (CLIA) в Европе и исполнительный директор Royal Caribbean International Укко Метсола, выступая на тематической сессии международного форума Travel Нub в Санкт-Петербурге.

«Морские круизы – важнейшая отрасль экономики, генерирующая доходы более $154 млрд в год. Она создает более 1 млрд рабочих мест и выплачивает около $50 млрд в качестве зарплат, осуществляет закупок на $72 млрд. Балтийское море до пандемии было третьим по значимости регионом для круизов. Не в последней степени это происходило благодаря Санкт-Петербургу, который считается одним из важнейших туристических направлений в мире. И все это было прервано в связи с пандемией», – сказал эксперт.

Он напомнил, что круизные операторы приостановили работу в марте 2020 года. А чтобы ее возобновить, пришлось использовать новые правила охраны здоровья, медицинские протоколы, а все члены экипажей судов должны были иметь отрицательные тесты на коронавирус. По словам г-на Метсола, за последние два месяца почти 80% флота вернулось к работе, в том числе треть судов – в Европе и столько же в других популярных регионах – в Азии, на Карибах.

«В апреле-мае этого года был впечатляющий рост спроса, уверенность потребителей значительно повысилась. Мы сейчас предлагаем даже больше круизов, чем до пандемии, и спрос на 2022 год растет. Почти две трети наших клиентов говорят, что готовы отправляться в круизы, а это означает, что все наши новые протоколы, строгие требования, принимаются положительно. Подавляющее большинство туристов, которые хотят поехать в круиз, готовы сделать прививку, отказались лишь 6%. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в 2022 год», – сказал Укко Метсола

Он добавил, что организация экскурсионного обслуживания также изменилась из-за требований безопасности. В частности, компаниям приходится минимизировать контакты пассажиров с жителями в портах захода, что может вызвать недовольство местного бизнеса.

«Круизные линии борются с тем фактом, что в разных странах признаны разные вакцины, это создает для них проблемы. В условиях пандемии многие компании изменили модель бизнеса и берут пассажиров только из одной страны или только из Евросоюза. Летом на борту лайнеров были, в основном, немцы или итальянцы, которые садились в портах Греции и плавали по Европе. В зависимости от того, как будет развиваться пандемия, может быть, в 2020 году на лайнерах будут только граждане западных стран. Увидим ли мы 100 разных наций на борту? Думаю, нет. Круизные линии будут тщательнее отбирать пассажиров, так как, если что-то случается, очень сложно развезти пассажиров в 100 стран», – подчеркнул он.

По словам г-на Метсола, правительствам, в том числе российскому, нужно как можно быстрее решать вопросы с взаимным признанием вакцин и доступом иностранных туристов через свои границы. Иначе будет потерян и летний сезон 2022 года, поскольку круизным компаниям требуется время, чтобы запустить лайнеры.

Коммерческий директор порта «Морской фасад» Александр Горохов рассказал, что до пандемии 85% туристов, выбирающих для путешествий Балтийское море, делали это ради того, чтобы увидеть Санкт-Петербург. И проводили в городе двое суток, что в 1,5-2 раза дольше, чем обычная стоянка в Европе. По его словам, на Петербург приходится 10-15% круизного рынка Балтийского моря.

«В 2019 году общий въезд в РФ составил порядка 25 млн человек, из них по туристическим визам 8 млн. Мы приняли 880 тыс. иностранных туристов, соответственно, это 10% въездного потока в масштабах России. Это показывает, насколько значим порт на туристической карте Петербурга и России в целом. Мы рассчитываем, что после окончания пандемии круизный поток быстро восстановится. Вопрос в том, какими будут правила игры, с какими новыми ограничениями придется столкнуться. Но то, что этот рынок так или иначе возродится, мы понимаем», – подчеркнул г-н Горохов.

Он напомнил, что до пандемии иностранные туристы, прибывающие на паромах и круизных лайнерах, могли провести в Петербурге 72 часа без визы. «После введения электронной визы мы надеемся увеличить поток за счет индивидуальных туристов и тех, кто будет проводить в России больше времени», – добавил топ-менеджер «Морского фасада».

По его словам, порт рассчитывает после пандемии стать точкой начала и окончания круизов для большего числа маршрутов. В этом случае туристы будут прибывать в Санкт-Петербург для посадки, а затем для высадки. «Это позволит расширить количество стран, из которых прибывают круизные пассажиры. В 2019 году среди иностранцев на лайнерах преобладали граждане Германии (30%) США (20%), Великобритании (10%), Италии, Испании, Франции (по 5%). Азиатские туристы составляли всего 1,5% круизного потока. За счет инфраструктуры порта начала и окончания круизов мы сможем отправлять российских граждан в круизы, а также туристов из Азиатско-Тихоокеанского бассейна», – сообщил г-н Горохов. Он добавил, что порт также планирует развивать яхтенный и экскурсионно-прогулочный туризм.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news