Новые правила Минтранса не позволяют провозить в поездах туристское снаряжение
Новые правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом – это дискриминация самостоятельных и организованных туристов, предпочитающих активные виды отдыха. Об этом говорится в обращении, которое руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма, главный редактор газеты «Вольный ветер» Сергей Минделевич направил на имя заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец.
Новые Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утверждённые приказом Минтранса России № 473 от 19.12.2013 г., вступили в силу 12 августа 2014 г. Документ фактически ограничивает или существенно усложняет провоз пассажирами спортивного инвентаря – лыж, байдарок, велосипедов и др.
В прежних правилах пассажиру разрешалось бесплатно провозить с собой сверх установленной нормы провоза ручной клади (36 кг, в вагонах СВ – 50 кг), в числе прочего, лыжи и палки к ним. В счёт установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования можно было перевозить при себе в разобранном и упакованном виде, в частности, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади. И любители активного отдыха, походов на третьих полках плацкартных вагонов всегда возили и велосипеды, и байдарки, и катамараны, и даже неразборные каяки.
В новом документе такой оговорки нет! Действует общее правило: провозить с собой можно лишь ручную кладь, размер которой по сумме трёх измерений не превышает 180 см. Эту планку превышает практически весь габаритный спортинвентарь: лыжи (кроме детских), байдарки и велосипеды даже в разобранном виде, большие рюкзаки (а существуют огромные, объемом 120 литров), не говоря уж про каяки и т.п.
Не удастся даже сдать упомянутый спортинвентарь в багажный вагон, поскольку и там действует аналогичное правило: «…принимается не более трёх мест багажа по сумме трёх измерений каждого места не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Перевозка предметов и вещей, вес и размеры которых не соответствуют указанным нормам, может осуществляться на особых условиях».
Что за особые условия – не объясняется. Сказано лишь, что пассажир (отправитель багажа) должен обратиться с письменным заявлением к перевозчику за 20 дней до начала перевозки. Сколько это будет стоить – тоже неизвестно, но «плата за перевозку багажа и грузобагажа на особых условиях не может быть ниже экономически обоснованных затрат перевозчика, связанных с осуществлением указанных перевозок».
То есть для провоза, например, пары лыж или велосипеда надо за 20 дней подать заявление перевозчику. Нет сомнений, что платить придется немало, и нет гарантий, что багаж придет в пункт назначения вместе с пассажиром, поскольку не в каждом поезде есть багажный вагон.
Кроме того, получается, что теперь нельзя заканчивать или начинать поход на станциях, где поезда останавливаются на короткое время, например, на 3-5 минут: за этот промежуток времени невозможно всей группе сдать багаж в багажный вагон и добежать до своего пассажирского или наоборот – успеть высадиться из пассажирского, добежать до багажного и там получить свои вещи.
Аналогичные правила действуют и для пригородных железнодорожных перевозок. Правда, «разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату дополнительно к установленной норме не более одного велосипеда в неразобранном виде». Что делать со всем остальным, неизвестно, поскольку багажный вагон в электричках не предусмотрен, а для спортивного и туристского инвентаря действует общее правило: не более 180 см по сумме трех измерений каждого предмета. К тому же пассажиру с велосипедом, видимо, придется всю дорогу стоять в тамбуре.
Как говорится в обращении Сергея Минделевича, новые правила противодействуют развитию активного туризма, физкультуры и спорта в стране. И создают просто небывалые возможности для проводников и контролёров по вымогательству взяток. Ведь любой из них теперь может на вполне законных основаниях не пустить пассажира с лыжами, байдаркой или велосипедом (даже разобранными) в вагон. А «при обнаружении в поезде дальнего следования или пригородного сообщения пассажира, перевозящего среди ручной клади вещи (предметы), животных, запрещённых к перевозке в качестве ручной клади, перевозчик принимает меры по удалению такого пассажира и его ручной клади из поезда, если пассажир отказывается сам удалить из поезда такую ручную кладь». То есть если сами не выкинете из вагона лыжи или велосипед, вас на ближайшей станции выведут с полицией или даже без неё. При этом «возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние в поезде дальнего следования или пригородного сообщения и иных платежей в этом случае не производится». Очевидно, что любой пассажир предпочтет «дать на лапу» проводнику, нежели оставить лыжи (велосипед, байдарку и т.д.) дома.
Согласованы ли эти правила с Минспорта России, Минобрнауки, Ростуризмом и др.? Неизвестно.
Не вызывает сомнений, что надо вернуться к прежнему многолетнему порядку провоза в поездах туристского и спортивного инвентаря. Сергей Минделевич обратился к Ольге Голодец с просьбой дать поручение Минтрансу оперативно внести в новые правила соответствующие поправки, согласовав их с профильными ведомствами, отвечающими за развитие физкультуры, спорта и туризма в стране, а также с заинтересованными общественными организациями.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»