Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Рублевская перспектива» для острова Ольхон

08:07, 13 ноября 2007

Иркутянин Владимир Бережных много лет проработал в байкальском туризме – начинал еще в 80-м году в БММТ «Спутник», а сегодня в издаваемых им журналах «Открытый мир-АЗИЯ», «Академия туризма» и «Прибайкалье» постоянно публикует материалы о проблемах отрасли, в том числе и о ее этнических составляющих. Поэтому Владимир хорошо знает о том, что туризм может стать эффективным инструментом вовлечения в оборот ресурсов, связанных с историей и культурой бурятского народа. Но он же может стать могильщиком того вмещающего ландшафта, где, по сути, зародился и окончательно сформировался бурятский этнос. В чем проблема? Об этом Владимир Бережных сегодня рассказывает на страницах RATA-news.

- Речь идет о Малом море, об острове Ольхон. И если первое для нас с вами уже почти потеряно, поскольку тотально застроено безликими турбазами, то за Ольхон надо бороться всем миром - чтобы он не стал, как Рублевское шоссе под Москвой, зоной отдыха и проживания для VIP-персон, запретной для всех остальных, в том числе и для жителей Иркутской области. Сохранить остров Ольхон можно, например, если придать ему статус территории традиционного природопользования или ландшафтно-этнографического комплекса национального значения - наиболее приемлемую форму могут подсказать юристы. Отрегулировав при этом, естественно, отношения с Прибайкальским национальным парком. Ольхон вполне возможно превратить в заповедник бурятской и русской сибирской культуры. Но для этого необходимы согласованные действия и местного населения, и бурятской общественности, и государственных структур, ответственных за сохранение и развитие культуры народов, проживающих в Прибайкалье.

Нельзя допустить, чтобы Ольхон был застроен, как коттеджный подмосковный поселок. А ведь это не так уж и невероятно: уже сегодня активность предпринимателей в сфере туризма выплескивается за пределы поселка Хужир, за пределы других населенных пунктов острова. Говорят, что уже втихомолку застраиваются площадки на ранее нетронутом побережье. Циркулирует устойчивый слух о том, что якобы уже прибирается к чьим-то рукам Сарайский пляж, расположенный рядом с сакральным мысом Бурхан, которому поклоняются буряты-шаманисты. А это означает одно из двух - либо там, на Сарайском пляже, будет построен какой-нибудь частный закрытый объект, либо на берегу возникнет турбаза, которая, с одной стороны, наверное, обеспечит чистоту и порядок, а с другой - также сделает Сарайский пляж недоступным для людей с низким достатком, которые сегодня имеют возможность здесь отдыхать бесплатно. Но строительство здесь, рядом с Бурханом, кощунственно - оно нарушит, осквернит ландшафт, о котором С.Г. Жамбалова в своей книге «Профанный и сакральный миры ольхонских бурят» пишет: «Остров Ольхон - географический центр этнической территории бурят Предбайкалья и Забайкалья, середина мира бурятской ойкумены. Байкал является главным символом этнической принадлежности данного народа, поэтому не случайно, что действо в его этногенетических и космогонических мифах почти всегда происходит у озера или в его водах. А всю сакральность уникального Байкала, которой его наделили ближайшие предки бурятского народа - эхириты, булагаты, хори и хонгодоры, сконцентрировал в себе остров Ольхон. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения, поэтому современные шаманы из Улан-Удэ в 90-е годы ХХ в. официально признали остров культовым центром общебурятского значения».

Сегодня этот культовый центр стал главным объектом туристской агрессии. А со следующего лета она возрастет вдвое-втрое - с пуском второго парома между островом и “континентом”. И мы потеряем остров и как природный объект, и как культовый центр.

Что же делать? Рискну высказать такую мысль: надо отдать Ольхон под управление, под юрисдикцию Центра сохранения и развития бурятского этноса! Отдать с тем, чтобы это областное государственное учреждение со временем превратило Ольхон в модельную территорию устойчивого развития бурятского этноса, чтобы под его руководством остров стал заповедником сибирской кочевой культуры, где дети (и не только бурятские) знакомились бы с основами этой культуры, где были бы созданы условия для возвращения на остров животных, когда-то там обитавших - а это и дикие ослы куланы, дзерены, верблюды, тарбаганы, медведи, сохатые, изюбры, соболь и т.д. Некоторые биологи утверждают, что остров мог бы стать идеальным резерватом для тахи - лошади Пржевальского. Что ж, и эта точка зрения имеет право на жизнь. В итоге - такой сценарий развития: Ольхон постепенно превращается в заповедник бурятской культуры, где разрешается возведение туристских объектов только на основе национальной исторической - бурятской или русской - сибирской традиции, в заповедник дикой степной природы. Все это в комплексе будет привлекать на Ольхон туристов со всего мира, обеспечивая Центр сохранения и развития бурятского этноса средствами для выполнения своих уставных задач. А средства на реализацию такого масштабного проекта есть - из числа тех, что выделяются на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Мой проект (точнее – предпроектное предложение) «Природно-исторический туристический комплекс «Байкало-Монгольская Азия» на острове Ольхон» несколько лет «висел» на сайте Иркутской областной администрации в разделе «Инвестиционный процесс» (кстати, до сих пор этот проект можно найти в интернете). Не счесть запросов, поступивших ко мне за это время, даже из посольства России в Китае. Интерес у потенциальных инвесторов пропадал, когда они узнавали, что даже на предварительные исследования по этому проекту область не нашла денег 550-600 тыс. рублей! Стоимость реализации всего проекта в тех ценах оценивалась в $5,5-6 млн. Но не это пугало интересующихся, а то, что и речи не было о государственно-частном партнерстве по подготовке этого проекта, а это значит, что на поддержку со стороны власти нельзя было рассчитывать. Может быть, сегодня власть обратит внимание на это предложение?

К сожалению, сегодня больше доверия у власти вызывают «эксперты высочайшего уровня из Санкт-Петербурга, Австрии и Хорватии», то есть из «Леонтьевского центра» и австрийской «Делойт & Туш», способных за нормальные (то еесть большие) деньги и всего за неделю обосновать особую туристскую зону хоть в Листвянке, хоть в Большой Голоустной - где от постоянных ветров даже деревья не растут, да и хоть бы и на Луне. А что думает по поводу западных разработок местное население? Да какая разница, что оно там, на Байкале, думает…

Боюсь, что «благодаря» этим экспертам вместо уникальной природной системы с очагами традиционной бурятской культуры мы в итоге получим побережье, застроенное по европейским стандартам качества. Вот только для кого оно будет, это качество?! И побережье тоже…

Обсудить в telegram

вам может быть интересно