Тревелпорт

Петербургские водники недовольны итогами экскурсионной навигации

Итоги навигации 2012 г. для экскурсионного водного флота Санкт-Петербурга сложно назвать удачными: по сравнению с предыдущим годом объем перевозки снизился на 6,8% – до 1 млн. 502 тыс. туристов. Об этом шел разговор на совместном заседании Комиссии по водному туризму СЗРО РСТ и Секции по морскому и речному туризму Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга.

Причин снижения объема водной перевозки в Петербурге несколько. Первая – преследующий туристические суда «призрак» затонувшего теплохода «Булгария». После прошлогодней катастрофы Российский речной регистр принял решение проверить безопасность всех судов, находящихся на его учете, причем за средства судовладельцев. Решение о том, соответствует ли судно стандартам безопасности, принималось по каждому отдельному случаю в главном управлении организации в Москве, из-за чего навигация в Санкт-Петербурге началась на две недели позже, чем планировалось. Это не могло не сказаться на количестве перевезенных пассажиров.

В навигацию 2012 г. добавилось и эхо инцидента с «Росси» – прогулочным судном, столкнувшимся в одну из ночей с сухогрузом на Неве. После этого Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС) предложила запретить ночные прогулки по Неве во время разводки мостов – с 1.30 до 5.00, но так, чтобы у туристов все же оставалась возможность с воды полюбоваться на разведенный Дворцовый мост. В настоящее время инициатива находится на рассмотрении федеральных регулирующих органов.

Одним из главных препятствий для развития бизнеса перевозчики по рекам и каналам Петербурга назвали слишком высокую арендную плату за причальные комплексы – в 2012 г. она возросла на 10-20%. Уже сейчас, по оценкам экспертов, содержание одного такого комплекса может обходиться судовладельцу в сумму до 21 млн. рублей в год.

По подсчетам генерального директора компании «Русские круизы» Андрея Терехова, в будущем году расходы вырастут ещё на 5-7 млн. руб. Компенсировать их можно либо повышением цен на билеты, либо снижением платы за аренду причальных комплексов и упрощением тендерной процедуры на право их использования. Без поддержки администрации Санкт-Петербурга эти меры реализовать нельзя. Но если власти прислушаются к голосу судоходных компаний, те готовы продемонстрировать социальную ответственность и удержать цены на уровне 2012 г.

Президент Евгений Зубарев АВПС высказал ещё одно заветное желание судовладельцев – сокращение числа проверяющих организаций. Сейчас, по нормативным документам, их 30, только в этом году количество проверяющих структур увеличилось на две. По мнению профессионалов турбизнеса, многие из них дублируют друг друга, а для обеспечения безопасности перевозок достаточно половины от существующего сегодня количества «контролеров».

«Петербург – уникальный город по количеству и качеству экскурсионных водных перевозок. Только в пригороды курсирует 30 теплоходов-«метеоров», востребованы 15 различных тематических экскурсий. За год члены АВПС перевезли бесплатно свыше 60 тыс. человек, относящихся к социально уязвимым категориям населения», – заметил Евгений Зубарев. Эксперт уверен: перевозки по рекам и каналам очень важны для туристского имиджа города, и властям всех уровней стоит активнее их поддерживать.

АВПС объединяет 19 судоходных компаний, занимающихся водными экскурсиями по Северной столице, их общий парк – 196 судов. На долю членов ассоциации приходится 95-97% соответствующих перевозок, что в среднем составляет 1,5 млн. пассажиров ежегодно.

 

Павел Румянцев, специально для RATA-news