Тревелпорт

Страховщики и юристы призывают информировать туристов о рисках в турпоездках

На первых же рейсах на кубинский остров Кайо-Коко прибыли россияне, чьи тесты на ковид, сделанные в аэропорту прилета, оказались положительными. Эту ситуация в свете страхового возмещения, а также существующие для туристов риски в условиях пандемии, обсудили основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов и заместитель генерального директора компании «ЕРВ Туристическое Страхование» Юлия Алчеева. Онлайн мероприятие прошло при поддержке портала TourDom.ru.

Г-жа Алчеева подчеркнула, что туристы должны с пониманием относиться к тому, что при пересечении границы они оказываются в стране с другими порядками – и не только юридическими. По-другому работают официальные учреждения, транспорт, медицинские организации и т.д. «Многочисленные претензии туристов к туроператорам по поводу того, что на Кубе как-то не так всё организовано, необоснованы. Страна к приему туристов должна была подготовиться. Например, в той же Турции заранее были обустроены обсерваторы и т.д. А Куба пока заставляет нервничать и туристов, и туроператоров, и страховщиков», – заметила она.

Остается надеяться, что министерство туризма республики при такой концентрации негатива постарается исправить ситуацию. Недовольство туристов наносит серьезный удар по имиджу страны.

Юлия Алчеева обратилась с просьбой к турбизнесу – обязательно доводить до сведения туристов, что всегда, а сейчас тем более, за границу надо выезжать с некоторым денежным запасом на непредвиденные расходы. Страховое покрытие медицинских расходов работает четко, а вот самоизоляция в отелях не относится к компетенции страховщиков. «Если туриста обязывают оплатить пребывания в обсерваторе, ему придется это сделать. На Кубе этого пока не требуют, но стопроцентной уверенности нет, протоколы все время меняются. И еще раз подчеркну – изоляция в стенах обсерватора контактного туриста с отрицательным тестом на ковид не считается страховым событием», – заявила она.

Георгий Мохов уточнил, что по международным нормам устанавливается ответственность государства, вводящего на своей территории карантин и другие запретительные меры: «Если иностранных граждан оставили в стране из-за введенного карантина, то счета за это выставлять не должны. Посмотрим, как поступят кубинские власти».

Также зачастую самоизоляция выходит за рамки изначальных сроков поездки. При положительном тесте страховщик приобретет для клиента новый билет, но надо учитывать, что это будет уже не прямой чартер, а перелет со стыковками. В случае, например, с Кубой или Мальдивами, речь идет о двух пересадках в Европе.

Георгий Мохов отметил важность правильного информирования туристов. По правилам реализации турпродукта туркомпания обязана предоставить потребителю полную информацию о возможных опасностях в поездке, включая риск заболевания. «На продавца турпродукта возлагается не свойственная в обычных реалиях функция по выяснению деталей – по каким правилам необходимо въезжать в разные страны, какой тест необходим, за сколько часов его надо сделать и прочие тонкости. Возникает целый клубок юридических рисков, которые ранее были возможны только при посещении стран, где зафиксирована вспышка лихорадки Эбола или африканской чумы, – заметил он. – В итоге все это может вылиться в убытки страховщиков, при этом есть и риск предъявления требований о возмещении морального вреда, стоимости несостоявшегося путешествия и т.д. Надо быть готовыми к тому, что клиент, вместо отдыха на пляже просидевший с семьей две недели в обсерваторе на Занзибаре, вернется в сильном раздражении. И может накатать и досудебную претензию, и иск предъявить».

В этой связи г-н Мохов предлагает туркомпаниям составлять своего рода декларацию здоровья – дополнительный документ к договору с туристом, в котором будут прописаны риски, а также информация о необходимости соблюдения норм страны въезда и правил РФ по возвращению. «Фактически это юридическая клятва потребителя в том, что он полностью ознакомлен с правилами въезда, необходимостью сдавать тесты и прочими условиями пребывания в стране, и обязуется донести все сведения до других участников путешествия. Тем самым он декларирует свое согласие с этими условиями и принимает на себя все негативные последствия, связанные с карантином, обсервацией, невозможностью вылететь вовремя домой и т.д.», – пояснил эксперт. И самое главное – невозможно переложить выяснение всех этих деталей на туриста, правила реализации турпродукта обязывают делать это продавца. Именно он должен подготовить туристу подробную памятку.

Юлия Алчеева добавила, что попытки турагентств в договоре переложить эту ответственность на туриста в судах не учитываются, так как потребитель не обязан обладать специальными навыками, чтобы самому себе обеспечить доступ к нужной информации. Это должен сделать продавец.

Как отметил Георгий Мохов, сейчас ситуация в туризме меняется очень быстро. Например, вновь появилось множество ограничений в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, касающихся, среди прочего, Нового года и каникул. «Туристы собирались, к примеру, на праздники в Москву, а новогодние представления и развлечения отменили. Последуют отказы от туров. Но именно тот факт, что объявили об этом московские власти, то есть изменения не входят в компетенцию туркомпаний, позволяет нам ссылаться на нормы, касающиеся форс-мажорных обстоятельств. А это освобождает туркомпании от ответственности в виде штрафов, неустоек и компенсации морального вреда. Срок предоставления услуг может быть перенесен на период, когда ограничения отменят, либо стороны договорятся о каких-либо других вариантах», – подчеркнул он.

Наталья Панферова, RATA-news