Travelport с 25 октября

А свадьба все равно у каждого своя...

Ситуация на хорватском направлении сейчас относительно стабильна. Основную игру на рынке ведут компании «Асент тревел», «ВКО-тревел», «Ланта-тур вояж», «Пакс», несколько блочников, например, «Куинс тур солярис» и два-три новичка. Эти-то новички и заставляют говорить об относительной стабильности направления. Они с упорством, достойным лучшего применения, поднимают свои самолеты на Риеку и Пулу, но из-за общей ограниченности хорватского рынка не могут самостоятельно заполнить борта, поэтому начинают сбрасывать цены на билеты. Есть информация о том, что до Риеки продают авиабилеты чуть ли не по $100, а перелет до Пулы, куда, по мнению многих участников рынка, стоят два лишних самолета, отдают по $120. «Мы уверенно чувствуем себя на направлении пула, - сказала генеральный директор «ВКО тревел» Наталья Головленкова. – Но излишние мощности дестабилизируют рынок, приводят к демпингу. Мы пытались договориться о том, что не стоит подрывать направление, но пока разум не возобладал».

Хочется, однако, думать, что в расшатывании рынка виноваты не только лишние амбиции, но и неверные расчеты. Слишком сложно, а порой и невозможно прогнозировать спрос задолго до начала сезона. Многим операторам кажется, что их представление о потенциальном количестве клиентов единственно правильное. Но, по мнению г-жи Головленковой, при расчетах нужно все-таки учитывать главное, и браться за Хорватию не имея достаточного количества мест наземного обслуживания нельзя. Сколько мест, столько и билетов. По-другому не бывает, вернее, не должно быть.

Пожалуй, основным заказчиком рейсов на Хорватию является компания «Асент тревел». У них (будем говорить только о московских рейсах) длинные цепочки в Пулу с авиакомпанией «Трансаэро»: регулярные рейсы из «Домодедово» по субботам и вторникам на Боинге-737. Туда же, но с «Уральскими авиалиниями» по субботам летает Ил-86. На Сплит компания в начале сезона поставила Боинг-737 «Трансаэро», а теперь туда летает также по воскресеньям более вместительный Боинг-767. И на Дубровник по пятницам сначала летал 737-й, а теперь 767-й.

Ставит чартеры и «Пакс»: два раза в неделю в Пулу летает Ил-86 и еженедельно Ту-204 в Сплит и Ил-86 в Дубровник.

Собственные чартеры поднимают «ВКО тревел» и «Ланта-тур вояж». «ВКО» вместе с авиакомпанией «Сибирь» заполняет Ил-86, который с начала июня начал полеты еженедельно по субботам в Пулу. Чартерная программа «Ланты» включает два рейса с «Трансаэро» по вторникам и воскресеньям в Пулу на Боинге-737 (программа back-to-back) и один рейс с «Сибирью» по субботам в Дубровник. Позицию «Ланты» относительно авиаперевозок на Хорватию озвучил директор коммерческого департамента Евгений Нарциссов: «Мы сами достаточно уверенно загружаем свои самолеты, поэтому нам невыгодно делиться местами. Тем более что у нас короткая цепочка - с 1 июня по 27 сентября». В следующем году «Ланта-тур вояж» планирует поставить на все рейсы уже Боинг-767 или два 737-х.

Итак, рынок сохраняет относительную стабильность. Пул, который в какой-то степени существовал в начале сезона, с течением времени стал, как бы раздаваться в плечах. Каждый из участников расширил свои программы, дополнительно поставил собственные рейсы. «Сегодня в связи с возросшими требованиями операторы делают ставку в первую очередь на высококачественную перевозку, - объяснил позицию коллег заместитель генерального директора компании «Асент тревел» Евгений Судьбин. - Поэтому, чтобы иметь более широкий ассортимент, они и берут небольшие блоки у разных перевозчиков. И в этом нет ничего плохого».

Будет надеяться, что пул все же останется в рабочем состоянии до конца сезона.