Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Морские круизы ушли в формат last minute

Главной особенностью сезона-2015 на рынке морских круизов стало не только заметное падение продаж, но и уход бронирований в last minute. Этим круизы, в отличие от массового пляжного отдыха, никогда «не грешили». «Проработав 15 лет на круизном рынке, я прежде не сталкивалась с тем, что в среду мы продаем круиз, который стартует в четверг! Даже в прошлом году ситуация была лучше. В этом сезоне все раскупается в самый последний момент», – рассказала RATA-news директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова.

О том, что сезон пойдет по драматическому сценарию, было видно уже в самом начале года. Многие операторы тогда жаловались, что раннее бронирование почти не работает. Глубина продаж упала еще в 2014 году. По словам г-жи Кармановой, продажи круизов last minute плохи тем, что оператор вынужден в авральном режиме проделывать большой объем работы, чтобы подобрать стыковки рейсов, обеспечить визы по всем странам и т.д. Сложности создает и меняющийся курс валюты. «Туристы отлично понимают, что мы не виноваты в скачках курса, тем не менее это создает не самый приятный фон для продаж. Люди вносят предоплату по одному курсу, а доплачивают – уже по другому», – рассказала руководитель круизного направления компании «Интурс» Анна Певзнер. Даже last minute не спасает от валютного «капкана».

С другой стороны, как заметили эксперты, ситуация на круизном рынке постепенно выравнивается. Более-менее устоявшийся курс валют способствует росту глубины продаж. «Если не будет резких колебаний валют и политических потрясений, все успокоится. Падение есть, но есть бронирования и на Новый год, и на майские праздники 2016, и даже на 2017 год», – заметила генеральный директор круизного центра «Нептун» Ольга Елисеева.

«Весной было ощущение катастрофы. Тогда мы могли заглянуть только на неделю-две вперед, а сейчас, в середине лета, говорим уже об осени, о Новом годе, о спросе на более дорогие каюты», – пояснила корпоративный менеджер по продукту компании «Инфлот» Юлия Дмитриева. Елена Карманова согласна: «Если в ноябре прошлого года казалось, что пора уже вешать замок на офис, то сейчас очевидно, что мы выживем».

К тому же на фоне общего спада есть точки роста, которые не могут не радовать. На 90%, по словам наших собеседников, проданы морские круизы из Сочи на MSC Opera, организованные PAC Group. RATA-news уже писала о коротких круизах Costa Cruises из Санкт-Петербурга по столицам Северной Европы, которые, вопреки ожиданиям, продаются отлично. Правда, их стартовая стоимость от €399, так что операторам остается утешаться количеством, а не качеством. «И дело не только в этих круизах. Комиссионное вознаграждение у нас строго привязано к цене, а она в этом году на многие круизы довольно низкая. Причем аналогичная ситуация и в Европе. Чтобы стимулировать спрос, международным круизным компаниям приходится снижать стоимость. Нам в таких условиях заработать трудно», – пояснила г-жа Карманова. Юлия Дмитриева, в свою очередь, отметила, что июньские продажи привнесли нотку оптимизма: «По нашей компании маржинальность и количество туристов практически соответствуют норме. Показатели в июне даже лучше, чем в то же время год назад».

Особых изменений в структуре продаж не произошло – по-прежнему наибольшей популярностью пользуются поездки по Средиземноморью. Они лидируют в большинстве компаний: в «Инфлоте» на них приходится не менее 65%, в «Магазине круизов и путешествий» – около 80%, в VIP Cruise International – до 90%. «Это, прежде всего, классические маршруты на 8 и 15 дней по Западному Средиземноморью, а также круизы по Восточному Средиземноморью на 8 и 13 дней с выходом из Венеции», – пояснила главный менеджер компании «Магазин круизов и путешествий» Юлия Шафиева. В осенне-зимний сезон хорошо идут круизы из Италии с посещением Марокко, Португалии, острова Мадейра и Канарских островов. Есть спрос на маршруты по Юго-Восточной Азии, Персидскому заливу, по Индийскому океану (Маврикий. Сейшелы, Мадагаскар), по Карибским островам, Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. «Экзотика всегда в цене. Отлично продаются Юго-Восточная Азия, Эмираты. Сейчас здесь сошлись и возросший интерес клиентов, и ограничения, которые многим из них закрыли выезд в Европу», – подтвердила Ольга Елисеева.

Но это не единственный аргумент в пользу азиатских маршрутов. «Сюда пришли большие лайнеры крупнейших международных компаний, которые предоставляют великолепный сервис. Все это в сочетании с качественным пляжным отдыхом, достопримечательностями делает Юго-Восточную Азию настоящим хитом не только нынешнего сезона, но и будущего», – пояснила г-жа Дмитриева. В компании «Инфлот» отмечают высокий спрос на ноябрьский круиз на лайнере Legend of The Seas из Сингапура в Гонконг с посещением Таиланда, Камбоджи, Вьетнама и Китая. Стабильный спрос на регулярный – с конца сентября по начало марта – двухнедельный круиз на Celebrity Millennium. Особенно хорошо продается пляжный маршрут на январские каникулы 2016 года с выходом из Сингапура вдоль берегов Индонезии, Малайзии и Таиланда. Объем продаж по этим направлениям на октябрь-ноябрь вырос в «Инфлоте» практически вдвое по сравнению с прошлым годом.

Ко всем плюсам этих маршрутов стоит добавить и облегченный визовый или безвизовый режим для россиян. Например, в Сингапур оформляют электронную визу. Буквально на днях подтвердилась информация, что для транзитного посещения портов Японии теперь не нужно оформлять японскую визу. Правило распространяется на ряд лайнеров, среди которых Voyager of the Seas, Mariner of the Seas, Quantum of the Seas, Legend of the Seas.

В отличие от географии, структура круизного спроса претерпела гораздо более значительные изменения. «Все туристы уже привыкли к акциям и скидкам. Они прекрасно знают, что наступит время акции «96 часов», когда круиз можно купить за полцены, и спокойно ее ждут. Это в большей степени касается бюджетного туриста, чем премиального. Запросы состоятельных клиентов снизились несильно», – рассказала RATA-news исполнительный директор компании Vip Cruise International Жанна Шайхуллина.

«У нас просел средний класс – те, кто брал круизы на свободные средства. Те, кто копил деньги на поездки, ездят и теперь, и по-прежнему берут стандарт. С люксом тоже все хорошо. Хотя даже туристы, которые брали сьюты с балконом, стали считать деньги. Не то что бы они не могут себе это позволить, просто перестали тратить, не задумываясь», – добавила Елена Карманова. Примерно 15% старой клиентуры, по ее словам, «Виа Марис» потерял – это, как правило, невыездные, «санкционные» туристы, которым трудно что-то предложить в качестве альтернативы.

Главные потребители зарубежных морских круизов, по словам Жанны Шайхуллиной, – жители российских городов-миллионников. Причем, нельзя сказать, что спрос в каком-то отдельно взятом регионе за прошедший год просел особенно сильно. Да и восстановление его идет довольно равномерно по всей стране.

 

Светлана Ставцева, RATA-news