Пегас с 18 октября

Легенды села Кукобой

Продолжаем рассказ о пресс-туре по Ярославской области, организованном Департаментом культуры и туризма администрации Ярославской области при участии Комитета по туризму Москвы и Ярославского областного туристского информационного центра «Яртур-Инфо».

Село Кукобой (название столь чудное, скорее всего, происходит от древнесаамского слова и означает «длинный ручей»), находящееся без малого в 200 км от Ярославля, просто не могло не стать родиной Бабы Яги. Одно из упоминаний о нем относится к 1601 году, в то время этот небольшой погост был вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. Но на Руси святость и нечистая сила никогда друг другу не мешали. Места здесь всегда были глухими, леса дремучими, а болота непролазными. Само собой разумеется, что легенд да сказок тут множество – о леших, оборотнях да домовых. До сих пор местные жители могут всерьез обсуждать слух о том, что у кого-то в бане объявился злющий банник, а в омуте на речке Ухтоме русалка расшалилась. А уж в существовании некой старушки-затворницы никто и не сомневается. Говорят, что ее мало кто видел, а те, кому все-таки «повезло», второй раз найти дорогу к ней уже не могли. Может это и легенда, но близ Кукобоя, действительно, сколько-то лет назад жила старушка-знахарка. Жила очень уединенно, собирала травы, знала многие природные тайны. В ее избушке, после того как старая женщина скончалась, долгое время ночевали охотники. Так что идея поселить в Кукобое Бабу Ягу, осенившая три года назад местное руководство, возникла не на пустом месте. Правда, церковь пыталась бороться с нежелательной соседкой, но здравый смысл и экономическая целесообразность, к счастью, победили.

Любопытное зрелище представляет собой центр Кукобоя. Почти на равном расстоянии друг от друга, образуя нечто треугольное, стоят три главные сельские достопримечательности и все – единственные в своем роде.

Собор во имя Спаса Нерукотворного образа – настоящее украшение села (фото).

Построил его в самом начале XX века, по проекту все того же Василия Косякова, богатый купец Иван Воронин, родившийся в здешних местах. Освященный в 1912 году митрополитом Ярославским Тихоном, будущим патриархом Всея Руси, новенький храм производил на публику просто сногсшибательное впечатление. Модный в то время «псевдорусский стиль» с обилием кокошников и легких декоративных деталей, превращал храм в сказочный дворец. Чтобы понятнее было о чем идет речь, вспомните здание Исторического музея в Москве. И прибавьте к этому уникальную облицовку. Дело в том, что в данном случае использовался отнюдь не обычный кирпич. Для стен специально из Финляндии привезли полый внутри, бело-розовый, а для колокольни и башен – лазоревый. Каждый кирпичик для пущей сохранности аккуратно заворачивали в бумагу. А из далекой Италии для оформления громадных окон бережно доставили цветное стекло. Вот только расписать внутри не успели – революция, будь она неладна, помешала. И вот в этакой-то красоте, низвергнув золоченые купола, большевики сначала устроили склад, а потом и вовсе тюрьму, благо подвалы (купец все же строил) у церкви большие и холодные. В 1989 году собор возвращен верующим и потихоньку восстанавливается.

Рядом с храмом, чуть дальше по улице, стоит памятник вождю мирового пролетариата. Тоже своего рода чудо (фото).

Маленький, коротконогий, плотного сложения мужичок совсем не походит на знакомый с детства образ борца за счастье народное. Не мудрено, что юные туристы, скорее всего ничего про дедушку Ленина не знающие, водят вокруг него хороводы, думая, что это кто-то из окружения Бабы Яги. Избушка-то ее на курьих ножках, прямо за спиной у памятника находится. (Любовь Булгакова, RATA-news)