Тревелпорт

Чемпионат мира по футболу «откусил» часть въездного турпотока, но туроператоры довольны

По данным Пограничной службы РФ, за девять месяцев 2018 года в Россию с туристическими целями въехало 3,6 млн иностранных гостей, что на 8,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Это в целом совпадает с оценками туроператоров. По их словам, рост мог бы быть ощутимее, однако значительную часть потока «откусил» чемпионат мира по футболу, который пришелся на самое туристическое время года. С другой стороны, он создал отложенный спрос, так что туроператоры рассчитывают на хороший будущий сезон.

«Этот год оказался удачным для въездного туризма, несмотря на чемпионат. Возможно, туристов приехало меньше, чем хотелось бы, но это было вполне ожидаемо, и компании закладывали эти риски в свои планы. У нас рост был больше статистического. Знаю, что и коллеги не жалуются. Например, корпоративных групп мы приняли на 40% больше. Активно ехали туристы из Германии, Австрии. Стабильно росла Латинская Америка. Гораздо больше, чем в прошлом году, обслужили туристов из Бельгии. Я годом доволен», – рассказал RATA-news директор компании «Русские каникулы»» Борис Молочник.

«Из-за чемпионата туристический сезон сильно поджался, так что плюса большого нет. То, что было упущено летом, осенью наверстать не удалось. Тем не менее, мы принимали большие группы из Гонконга, активно ехали греки, немцы, датчане», – сказала директор московского офиса компании Fremad Moscow Нина Тихонцева

В «Тари Тур» пока итоги года не подводили, но, по словам директора компании Марины Левченко, вряд ли они превысят прошлый год. «Возможно, показатели будут даже ниже. Но в чемпионат мы не простаивали, нам удалось поработать с хорватскими болельщиками и вполне успешно», – добавила собеседница.

Пятерку лидеров по въезду традиционно возглавил Китай – 1063,3 тыс. поездок (+11%). На втором месте – Германия (396,8 тыс., +7,7%), далее идут Южная Корея (276,7 тыс., +44%), США (213,5 тыс., +3,2%) и Израиль (130,3 тыс., +10,2%).

 

 

Въезд иностранцев в Россию с целью туризма

по данным Пограничной службы

9 месяцев 2018 г.

(тыс. поездок)

Поражает темпом роста Южная Корея: за 9 месяцев въезд из этой страны в Россию вырос на 44%, а с 2014 года – почти в четыре раза. Но говорить о групповом корейском турпотоке пока рано: по словам экспертов, объем сильно фрагментирован и обслуживается в основном мелкими корейскими же принимающими компаниями. Кроме того, южнокорейский въезд концентрируется в регионах Дальнего Востока. В частности, Приморский край за 9 месяцев принял 170 тыс. туристов из Республики Корея.

Из въездных рынков, показавших приличный рост в 2018 году, стоит отметить Латинскую Америку, прежде всего Бразилию и Колумбию ((по +31%) и Аргентину (+14%). Мексика чуть снизилась по отношению к прошлому году, но все равно демонстрирует результаты лучше, чем в 2014-2016 годах. По словам руководителя отдела въездного туризма компании «Свой ТС» Вадима Кирюхина, эти рынки доказали свою перспективность, а ЧМ-2018 стал для них дополнительным стимулом. «Наша компания в ближайшее время сосредоточится на работе именно с Латинской Америкой и Европой»», – заметил он.

Несмотря на политические сложности, неплохо развиваются и англоговорящие рынки. В частности, Австралия подросла на 15%. «Австралийцы и новозеландцы нас действительно порадовали в этом году. Они едут в Европу обычно на 20-27 дней и в рамках такого гранд-турне хотят посмотреть по-максимуму, что называется, на всю жизнь. В том числе и Россию. Обычно у нас они проводят неделю, заказывают хорошие отели, экскурсии», – рассказала Марина Левченко. Причем, в последнее время все чаще востребованы и зимние туры: оператор предложил своим клиентам рождественские поездки в Москву и Санкт-Петербург.

Среди аутсайдеров рейтинга, показавших заметное снижение, Иран (-71%) и Япония (-10%). Япония, как полагают операторы, пала жертвой чемпионата. «В июне проходил международный форум в Санкт-Петербурге, соответственно отели заняты, цены баснословные, а затем полтора месяца – футбол. Отложенный спрос реализовался в августе-октябре, мы вернулись к своим обычным объемам, но они не компенсировали летнее падение», – пояснила RATA-news глава российского представительства компании Tumlare Елена Русова. С коллегой согласна Марина Левченко: «Японцы едут именно летом. В Москве был футбол, и мы могли бы принимать их в Петербурге, но гостиницы были супердорогие. Так что туристы проголосовали рублем».

Падение иранского потока, который рос все последние годы, а сейчас практически вернулся в исходную точку, эксперты объяснили мощной девальвацией местной валюты. Из-за политических проблем, американских санкций иранский риал не просто упал, а рухнул. В конце мая курс составлял 65 тыс. риалов за доллар, в начале августа этот показатель превысил 120 тыс., а сентябре – 146 тыс. Соответственно те туры, которые были забронированы и оплачены, состоялись, а новых уже не было. Некоторые российские компании, выкупившие места в отелях под будущий поток, понесли ощутимые потери. Сейчас иранский поток сузился до нескольких тысяч состоятельных индивидуальных туристов.

«Во время чемпионата мы работали в качестве уполномоченного агента по продажам официальных программ Match Hospitality на территории Ирана, обслужили порядка 2 тысяч болельщиков. А вот туристов было мало», – сказал Вадим Кирюхин. Всего услугами туроператора в ходе чемпионата воспользовались примерно 10 тыс. иностранных туристов из стран Латинской Америки, Европы и Азии

По статистике Погранслужбы, небольшое снижение, всего 3%, показала также Испания. «По Испании не было роста даже во ходе ЧМ», – подтверждает г-н Кирюхин. А в компании «Ампарус» не заметили падения. «По нашим оценкам, Испания даже слегка подросла. Причем, едут даже сейчас, не в самое туристическое время. Правда, в основном, индивидуалы. Говорят, что чемпионат открыл двери в Россию, показал ее настоящей и им стало интересно», – пояснила директор по продажам компании «Ампарус» Диана Корчагина.

 

Светлана Ставцева, RATA-news