Пегас с 18 октября

Что мешает туристам и туроператорам планировать поездки в Якутию

Развитие инфраструктуры внутреннего туризма в России не успевает за его рекламой. Турфирмы жалуются, что в некоторые регионы, которые сейчас активно продвигаются и куда хотят поехать туристы, трудно, а иногда почти невозможно организовать тур.

Например, компания «Жарков-тур» решила организовать поездку в Якутию, включив празднование местного Нового года 25 июня. «Набралась группа из наших постоянных клиентов, – рассказал RATA-new генеральный директор оператора Андрей Жарков. – К Новому году решили приурочить круиз по Лене, побывать на алмазном руднике. Для меня стало открытием, что кимберлитовая алмазоносная трубка в Мирном – крупнейшая в мире. А Якутия к тому же – самая большая и богатая республика нашей страны. Все это захотелось увидеть собственными глазами».

Но хорошая идея неожиданно уперлась в тупик. Оказалось, что рейсов в Якутию на запланированные даты из Москвы нет. На других направлениях летнее расписание авиакомпании уже объявили, а в Якутию – нет. «До 30 апреля рейсы есть, а с 1 мая – пусто. Так что лететь мы можем только через Новосибирск, а это с учетом стыковки практически сутки пути! И туристы даже согласны, так им хочется съездить в Якутию, но мне как организатору это кажется очень странным, – заметил г-н Жарков. – Если мы развиваем внутренний туризм, то почему в один из интереснейших регионов просто нет рейсов? Мне говорят, что они должны появиться, но когда – неизвестно. Непонятно, как в таких условиях туристам планировать отпуска, а туроператорам – поездки».

Кроме того, сейчас, в середине марта, помимо авиабилетов, нет ясности и с круизом по Лене: он, по словам собеседника, не подтверждается и не бронируется. Непонятно также, как добраться до Мирного и знаменитой кимберлитовой трубки, которую даже музей Гуггенхайма в Нью-Йорке рекомендует обязательно увидеть как одно из чудес света. «Туда, как оказалось, тоже нет рейсов из Якутска, – недоумевает Андрей Жарков. – Я связывался с Мирным, просил представить программу посещения, но никакой заинтересованности не почувствовал. Но знаю, что иностранных туристов там принимали. Получается, что россияне на это рассчитывать не могут?».

Ранее Росавиация сообщала, что из-за «недостаточности лимитов бюджетных обязательств» была вынуждена отказать в субсидиях авиакомпаниям по ряду маршрутов, в том числе из Якутска в Москву и Санкт-Петербург. Перелеты с субсидируемыми билетами для жителей Дальнего Востока будут выполнять «Алроса» – из Мирного и Полярного в Москву, а также «Якутия» из Нерюнгри в Москву. Идут консультации с Росавиацией по вопросу выделения дополнительных квот на субсидируемые перелеты из Якутска и Мирного.

До Мирного, судя по всему, тоже добираются не все туристы. Интересную статистику по Оймякону, где находится полюс холода, привел местный предприниматель Тускул Сивцев. В 2018 году это место посетили 278 иностранных и 51 российский турист. Но поток, по его словам, мог бы быть в разы, если не в десятки раз, больше. Анализ неудовлетворенных заявок показал: 60% происходит именно из-за отсутствия авиасообщения.

В Якутии, согласно Единому федеральному реестру, 18 туроператоров. Мы связались с принимающими компаниями и попросили прокомментировать ситуацию. Их также волнует позднее заявление летней полетной программы в регион, многим это мешает планировать туры. «Но, к сожалению, это обычное дело. Скажем, одна из особенностей направления. Так как рейсы субсидируемые, смета утверждается довольно долго. Расписание появляется к концу марта – началу апреля», – пояснил RATA-news директор якутской компании «Визит Якутия» Болот Бочкарев.

По его словам, будут летать «Якутия», «Сибирь», «Уральские авиалинии». Обычно чуть позже подключается и «Аэрофлот». Ежедневно в среднем будет не менее трех-четырех рейсов. Туроператор, как правило, сначала прорабатывает содержательную часть тура, потом появляется расписание и люди берут билеты.

«Визит Якутия» прежде работала с иностранными туристами. Они всё планировали за год или, как минимум, за полгода. Сейчас едут россияне, в основном, из западной части страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга. Они более спонтанны и сначала берут билеты, причем, как правило, в Якутск – туда-обратно. «И это, на мой взгляд, сильно сужает возможности тура, – говорит г-н Бочкарев. – Гораздо больше можно увидеть и узнать, если прилететь в Якутск, а возвращаться, например, из Магадана».

Прошлое лето для туроператора было удачным, туристы ехали вплоть до октября. Было много запросов и на зиму, но вмешалась вторая волна коронавируса. По наступающему сезону ожидания хорошие.

Директор компании inYakutia Михаил Местников предполагает, что проблемы с билетами могут быть еще и потому, что идет ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутска. Полную реконструкцию аэропорта завершат лишь к 2022 году. «Туристы заключают договоры, вносят предоплату. Авиабилетов пока нет, но они точно будут», – сказал он RATA-news.

Компания г-на Местникова специализируется на активном туризме. Летом – пешие, водные, горные, зимой – экскурсионные, пешие, автомобильные и оленьи. В штате компании работают опытные инструкторы-проводники, имеющие допуск к работе с группами на маршрутах до 5-й категории сложности. «В основном, это походный туризм по 15-16 человек. Из-за коронавируса люди все чаще предпочитают такие небольшие группы. Спрос есть, групповой и индивидуальный, едут семьи из Москвы и Центральной России», – говорит он. Сейчас продано примерно 20% от всего объема летних туров, это больше, чем в прошлом году, но меньше, чем в 2019. Правда, пока спрос оценивать рано, он, по словам г-на Местникова, обычно активизируется в марте-апреле.

У нас нет оснований не верить якутским операторам, знающим свой рынок, – авиасообщение будет. Но и Андрей Жарков – не новичок, в туризме почти 30 лет. Его компания работает как туроператор по Прибалтике, СНГ и Европе с 2004 года, не раз признавалась лидирующей по отправке туристов в Прибалтику, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Таджикистан. Получается, что даже с таким опытом начать работу на внутреннем рынке совсем не просто. «Если государство хочет развивать внутренний туризм, оно должно создать для этого условия», – полагает г-н Жарков.

Власти Якутии в развитии туризма вроде бы заинтересованы. К 2025 году предполагается обеспечить рост годового турпотока более чем в 12 раз, до 250 тыс. человек, и объем вклада в ВРП от туризма не менее 1%. Об этом глава республики Айсен Николаев говорил еще два года назад. Сейчас, при закрытых границах и огромном интересе россиян к уникальным природным направлениям, каким и можно по праву назвать Якутию, республика оказалась в новой, очень выигрышной ситуации. Но моментом не пользуется – проблемы остались старыми.

Светлана Ставцева, RATA-news