Интурмаркет с 1 октября

«В Сибирь приехали сильные операторы по внутреннему туризму, и нам особенно интересен их экспертный взгляд»

Второй Сибирский культурно-туристический форум, организованный Министерством культуры РФ при поддержке Российского союза туриндустрии (РСТ), прошел в двух городах – Красноярске и Енисейске.

Помимо местных туроператоров и турагентов, отельеров и музейщиков, в форуме приняли участие представители турбизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Томска, Кемерово, Омска, Владивостока и др. Как отметила и.о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко, в прошлом году на форуме было представлено всего 11 регионов. «В этот раз приехал даже туроператор из Германии, так что география участников расширяется», – сказала она.

Г-жа Мироненко кратко рассказала о первоочередных задачах развития туротрасли Красноярского края, выделив среди приоритетных проектов подготовку к 400-летию города Енисейска в августе 2019 года. А в марте будущего года Красноярск готовится принять Всемирную зимнюю универсиаду.

Министр обратила внимание присутствующих на огромную площадь региона, который раскинулся на 3 тыс. км с севера на юг страны. Регион охватывает три климатические зоны – на севере можно увидеть полярное сияние и покататься на оленях, а на юге в открытом грунте выращивают помидоры весом до 2,5 кг. Но именно протяженность Красноярского края и создает значительные сложности с транспортным сообщением.

«Мы находимся между популярными Алтаем и Байкалом, поэтому многие туристы до нас не доезжают. Долгие годы Красноярск был закрытым городом, еще и поэтому исторически не сложилось большого турпотока, а сейчас среди гостей преобладают деловые туристы. А ведь у нас есть, что посмотреть, просто многие об этом не знают», – подчеркнула Елена Мироненко. Регион заинтересован в туристах, поэтому с прошлого года вошел в национальную программу детского туризма «Моя Россия», в рамках которой уже принял 530 школьников из семи городов.

Красноярский край – это еще и географический центр страны. Там находятся уникальные памятники природы – плато Путорана, заповедник «Столбы», природный парк Ергаки, Тунгусский заповедник, Кинзелюкский водопад, а также музей-заповедник «Шушенское», ежегодно принимающий свыше 300 тыс. посетителей.

В регионе работают 35 туроператоров и 400 турагентств, предлагающих разные виды туризма – культурно-познавательный, экологический, активный и т.д. Есть и уже сложившиеся бренды: «Красный маршрут», связанный с пребыванием в сибирской ссылке Владимира Ленина, маршрут к географическому центру России, туры в Енисейск – фактически музей под открытым небом. Всего в регионе разработано 100 сертифицированных маршрутов и 38 экологических троп. С прошлого года на территории края работают десять муниципальных ТИЦ.

«Турпоток подрастает в первую очередь за счет делового и культурно-познавательного туризма. Едут, как правило, из регионов Северного федерального округа, приезжают гости из Франции, Германии и Китая», – сказала Елена Мироненко.

Модератор мероприятия вице-президент РСТ Ольга Санаева согласна, что Красноярску есть, что показать: «Но еще важнее – кому показать. Операторы по внутреннему туризму приехали сильные, и нам особенно интересен их экспертный взгляд».

Г-жа Санаева привела данные опроса клиентов туроператоров – участников форума. В основном, отвечали жители центральной России. Они ответили на вопросы – с чем ассоциируется Красноярский край, какие достопримечательности региона знают, поедут/не поедут и почему. Всего было опрошено почти 4 тыс. человек. У 35% край ассоциируется с красивой суровой природой, 20% указали Енисей, из них 6% ответили просто «река». Около 13% слышали о промышленном потенциале региона, у 6% край связан с заповедником «Столбы», 5% не имеют ассоциаций – в основном, это молодежь, 4% знают, что это центр России. Оставшиеся 17% упомянули десятирублевую купюру, медведей, Хворостовского, Сурикова, Распутина, Астафьева.

О достопримечательностях края не осведомлены 33% опрошенных, 14% назвали «Столбы», 12% – Енисей, 11% – Шушенское и т.д. Не поедут в Красноярский край 17% – это, опять же молодые люди от 18 до 34 лет. Основные причины – дорого, далеко, холодно, комары, клещи и нечего смотреть. «К сожалению, многие не слышали о достопримечательностях региона. Надо создавать спрос, но силами только туротрасли с этой задачей не справиться», – полагает Ольга Санаева. А вот 61% поехали бы в Красноярский край, чтобы посмотреть природу Сибири, узнать побольше о России, отправиться в круиз по Енисею и т.д.

Несколько представителей турбизнеса выступили на форуме с докладами. Директор красноярской компании «Азимут» Елена Огнева рассказала о взаимодействии с объектами культуры при реализации железнодорожных маршрутов. В прошлом году оператор создал тур «Дивногорская ривьера» из Красноярска в Дивногорск, которым проехали свыше 10 тыс. человек. «Одновременно мы вывозим 220 человек, маршрут логистически сложный. Выяснилось, что некоторые объекты просто не готовы принять такое количество туристов. И надо менять подход к клиентам некоторых экскурсоводов – учитывать и молодежную аудиторию», – считает она.

Генеральный директор подмосковной компании «Смарт Студия» Олеся Калачева поделилась опытом успешного взаимодействия туроператоров и музеев Московской области. Директор по развитию управляющей компании USTA Hotels в Екатеринбурге Юлия Якунина рассказала о методах формирования интереса делового гостя к культуре города – это могут быть бесплатные билеты для клиентов в обмен на рекламу театров на ресепшене отеля и т.д.

Много вопросов и комментариев поступило из зала. Одной из самых актуальных тем стала организация комфортного «быта» туристов в регионах. Речь шла о том, что объекты показа должны иметь удобный подъезд и парковку, чистые туалеты, кафе и сувенирный магазин. Конечно, упоминалось и обязательное наличие приличных туалетов и пунктов питания на переездах между городами, без чего путешествие превращается в экстремальный тур.

Участники форума поднимали и вопросы стоимости местных туров. К примеру, железнодорожный маршрут из Красноярска на юг края обходится 9 тыс. рублей в день, соответственно для семьи из трех человек такая поездка неподъемна. Автобусный тур в Енисейск тоже недешев – 7 тыс. рублей на два дня. Летом же красноярцы любят отдыхать на озерах, самостоятельно выезжая туда на машинах. «А круизы по Енисею сейчас интересны только въездному туризму. Те же немцы любят путешествовать на пассажирском теплоходе в каютах 4 класса, а наши не поедут», – уверены представители местного турбизнеса.

Елена Мироненко продолжила тему отсутствия круизных теплоходов на Енисее: «Сейчас руководство края рассматривает возможность строительства речных круизных судов. Но одно судно стоит порядка 1,5 млрд рублей, а нам нужно два теплохода, которые могли бы ходить от Красноярска до Диксона. Со следующего года, возможно, будем брать кредит».

Также в рамках мероприятия были определены наиболее значимые запросы объектов туристического показа к турбизнесу и пожелания «туризма» к «культуре».

Второй день форума продолжился панельной дискуссией «Взаимодействие бизнеса и власти: критерии лояльности и эффективности власти в поддержке бизнеса». Обсуждался соответствующий опыт регионов, меры поддержки бизнеса в сфере культуры и туризма. Позже состоялся воркшоп с участием представителей местной туриндустрии.

Материал о мероприятиях форума в Енисейске читайте в следующем номере RATA-news.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора