Тревелпорт

Чего ждать от очередного распределения рейсов в Египет?

Операторы надеются, что новое распределение рейсов на курорты Египта позволит восполнить нехватку бюджетной перевозки на этом направлении. Однако есть и опасения, что нынешняя диспропорция в пользу определенных игроков сохранится.

Оперштаб правительства РФ разрешил с 21 сентября увеличить число рейсов из Москвы в Хургаду и Шарм-аль-Шейх с 15 до 25 в неделю, а из регионов – с одного до трех. Вместо 41, как сейчас, с 21 сентября будет разрешено летать из 53 городов страны.

Ожидается, что на этой неделе Росавиация проведет совещание с туроператорами и авиакомпаниями и распределит между ними эти добавленные оперштабом рейсы. Особый интерес представляет Москва. С 9 августа, с начала авиасообщения с курортами Египта, и до сих пор выполнять полеты из столицы разрешено только «России», а из регионов – S7. Но «Россия» возит туристов только «Библио-Глобуса», и ситуация, когда направление открыто для всех, а работает с ним только один туроператор, не может не возмущать других участников рынка. Еще в конце июля Российский союз туриндустрии направил в правительство письмо о недопустимости такой монополии.

Затем на совещании 26 августа Росавиация расширила список авиакомпаний, которые могут летать на курорты Египта, однако если не монополия, то мощные преференции за группой «Аэрофлот» сохранились. «России» добавили частот из Москвы – до семи рейсов в Хургаду, до шести – в Шарм-эль-Шейх, тем самым еще больше усилив позиции работающего с ней «Библио-Глобуса». При этом другие туроператоры фактически остались ни с чем.

Во-первых, они не получили вылетов из Москвы. Во-вторых, география из 41 города оказалась широкой только на бумаге. На деле многие из тех городов, откуда, например, разрешено было летать в Египет Azur Aair и Nordwind, мало интересны аффилированным с ними «Анекс Тур» и «Пегас Туристик». Из-за низкой платежеспособности населения там гарантированы проблемы с загрузкой. «Уральским авиалиниям», на которых берут блоки «TUI Россия» и Tez Tour, рейсов явно недодали. А авиакомпания Royal Flight, на которой базирует свои программы Coral Travel, вообще осталась без перевозки в Египет. Получается, что перевозку расширили, а практического смысла в ней мало. Для большинства операторов курорты Египта так и остались миражом в пустыне.

Парадоксально, но в итоге компании, которые имеют свой собственный авиапарк, вынуждены отправлять туристов в Египет стыковочными рейсами через Анталью или использовать египетских перевозчиков. Те имеют равные с российской стороной квоты, но им не хватает провозных мощностей. Например, туроператор Coral Travel с 15 сентября предлагает туры на курорты Красного моря с перелетом Air Cairo. Рейсы будут выполняться из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Уфы.

Такую ситуацию трудно назвать нормальной. Речь идет о нарушении норм федерального закона «О защите конкуренции», когда в исключительное положение ставится один игрок, а другие вынуждены довольствоваться тем, что останется. Причем среди этих «других» – компании, не один десяток лет осваивавшие курорты Красного моря и фактически сделавшие их массовыми и доступными для россиян.

Монополия на египетском направлении негативно сказывается и на стоимости туров, ущемляя интересы, прежде всего, потребителей. По оценкам экспертов, из-за квотированной перевозки, перекосов в распределении и отсутствия чартеров, Египет, который всегда был самым дешевым зарубежным направлением, сейчас стоит минимум вдвое дороже. И пока во главу угла не будет поставлена туроператорская перевозка, цены не снизятся.

Настроения на рынке разные. Кто-то надеется, что справедливость восторжествует, и при очередном распределении квот Росавиация обратит, наконец, внимание на туроператоров, исторически работавших на египетском направлении. И новое распределение позволит восполнить нехватку бюджетной перевозки по Египту на осенне-зимний период.

Другие полагают, что решение уже есть и его просто озвучат участникам очередного совещания. «Россия», «Аэрофлот» и S7 уже имеют допуски на добавленные рейсы и наверняка получат эти квоты. По словам наших собеседников, это будет чистое и неприкрытое лоббирование интересов конкретных перевозчиков, которое ведет к переделу рынка.

Третьи утверждают, что всему виной пандемия и нет никакого передела рынка: оперштаб руководствуется соображениями более высокого порядка, чем туризм и интересы компаний, а Росавиация их только реализует. Не исключено, что так оно и есть, и большинство решений об открытии стран, как уже не раз бывало, – это вообще не про туризм. Может быть, так прямо и сказать туроператорам, чтобы они сократили штат, отказались от своего авиапарка, если работы им нет и не предвидится?

Светлана Ставцева, RATA-news