Тревелпорт

Итоги круизного лета

По данным Морской администрации порта Санкт-Петербург, в 2003 году город посетили 200 тыс. круизных пассажиров, что на 40% больше, чем в прошлом сезоне. Правда, по оценкам специалистов, рассматривать это как устойчивую тенденцию не стоит – столь существенный рост пассажиропотока был достигнут исключительно за счет интереса иностранных туристов к юбилейным торжествам. В целом же рынок морских пассажирских перевозок через Санкт-Петербург развит еще очень слабо: в городе до сих пор не решены вопросы с пассажирским обслуживанием в порту, развитием портового инфраструктурного комплекса, ледокольными сборами, визовым режимом. Однако руководство порта настроено весьма оптимистично и намерено закрепить нынешний успех. Как сообщили RBC daily, основные надежды возлагаются на строительство в порту нового пассажирского терминала. Его мощность превысит существующие в несколько раз, а первая очередь должна быть введена уже в 2005 году.

По информации Морской администрации порта (МАП), в этом году интерес к Санкт-Петербургу проявили ряд судоходных и круизных компаний, ранее не работавших с портом. Наиболее значимым событием морской навигации можно считать открытие с августа этого года нового регулярного маршрута, соединившего Хельсинки, Таллинн и Санкт-Петербург, который обслуживает круизное судно Silja Opera финской компании Silja Line. Компания планирует осуществлять регулярные рейсы до конца декабря этого года - начала января следующего года и возобновить сообщение в апреле 2004 года. Помимо Silja Line в этом году впервые произвели заходы своих судов в порт Санкт-Петербург судоходные компании General Shipping, Oceania Cruises, Agua Marine Maritime и Lindblan Expedition. В этом году Санкт-Петербург впервые был включен в планы работы фрахтовой круизной компании Holiday Kreurzhaften.

Работа с новыми иностранными компаниями привела к существенному росту пассажиропотока в санкт-петербургском порту. В 2003 году город посетили около 200 тыс. круизных пассажиров, прибывших морским путем, что на 40% больше, чем в предыдущем сезоне. «При этом заметно увеличилось число круизных лайнеров, ошвартовавшихся на берегах Невы, - сказал начальник отдела внешних связей МАП Санкт-Петербург Андрей Маркелов. - В этом году Санкт-Петербург посетили 250 судов, что превышает показатель прошлого года на 20%». По мнению сотрудника ИАЦ «МорСвязьКонсалтинг» Николая Кутузова, пассажирское судоходство в Санкт-Петербурге имеет значительный потенциал для увеличения, но сейчас еще развито слабо». Действительно, круизные суда в основном швартовались к пассажирским причалам на набережной Лейтенанта Шмидта, Морском вокзале и Английской набережной. А эти причалы, по словам специалистов, могут принимать лишь небольшие суда. «Причалы порта Санкт-Петербург, предназначенные для швартовки пассажирских судов, способны принимать не более 9 судов одновременно, - говорит Андрей Маркелов. – А этим летом через 4 работающих причала проходило в день по 4-5 судов».

Кроме того, по словам специалистов, в Санкт-Петербурге практически отсутствует необходимая для обслуживания пассажиров инфраструктура. И до сих пор окончательно не решен вопрос с визовой политикой. Так, та же компания Silja Line намеревалась открыть данную круизную линию еще в августе прошлого года. Однако Посольство РФ в Финляндии заявило, что пассажирам финских теплоходов для схода на берег необходимо иметь российские визы, поскольку в соответствии с российским законодательством маршруты Silja Line не подпадают под круизные и безвизовые. В связи с этим в прошлом году Silja Line отменила все запланированные рейсы в Петербург. «Интерес к Санкт-Петербургу у иностранных компаний есть, однако из-за того, что не решены организационные моменты, обсуждение вопроса об их работе в питерском порту может затянуться», - отмечает Николай Кутузов.

В самой МАП Санкт-Петербурга не отрицают, что увеличение пассажиропотока в этом году вызвано в первую очередь 300-летием города, однако надеются на закрепление этого роста в дальнейшем. «Мы планируем, что в следующем году количество круизных пассажиров останется на уровне 2003 года или даже увеличится, - сказал Андрей Маркелов. - В настоящее время МАП Санкт-Петербурга принимает заявки на посещение порта от судоходных и круизных компаний». При этом большие надежды администрация порта возлагает на строительство нового пассажирского терминала на острове Кононевский. Сейчас существует несколько проектов, но реализован, скорее всего, будет проект компании «Артур Тревел» - туроператора, занимающегося приемом круизных лайнеров в Санкт-Петербурге. «Проектная мощность нового портового терминала составляет 1 млн. 200 тыс. пассажиров в год, причем первая очередь на 250-300 тыс. пассажиров должна быть введена уже в 2005 году», - сказал главный инженер ОАО «Ленморниипроект» Вениамин Лукьянов. Не случайно выбрано и место для строительства. «Естественная акватория позволяет построить терминал достаточно быстро и дешево: на первом этапе инвестиции в проект составят не более $16-18 млн. При этом на полное развитие терминала потребуется около $60 млн.», - добавил Вениамин Лукьянов.