Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Поток туристов из Екатеринбурга за рубеж вырос в полтора раза

Лето 2010 года стало для екатеринбургского рынка очень хорошим. Ожидания многих операторов, расширивших полетные программы, оправдались, что подтверждает официальная статистика аэропорта Кольцово: общий объем турпотока из аэропорта увеличился в этом году более чем в 1,5 раза, составив 176 тыс. человек. В 2009 году, с мая по август, пассажиропоток на международных туристических направлениях составил около 110 тыс. человек. Результат 2010 года превышает даже докризисные показатели (в 2008 году из Кольцово вылетело порядка 140 тыс. человек). Выросло не только количество пассажиров на традиционных направлениях, стало больше и самих летних направлений. Так, впервые в этом году из Екатеринбурга были поставлены летние программы в Таиланд, восстановлены после пятилетнего перерыва рейсы в Тунис, а в числе европейских направлений появился Рим, сообщает TurProfi.ru.

Объем перевозки в Анталью из Екатеринбурга вырос в этом году на 30% и даже превысил докризисный уровень. И если прошлым летом туроператоры корректировали свои планы (30 рейсов в неделю) в сторону понижения, то в 2010 году к заявленным 34 рейсам в течение сезона добавилось еще несколько вылетов. В Анталью летел каждый второй пассажир Кольцово – всего на турецкий берег Средиземного моря отправились почти 100 тыс. уральцев. И это число совпадает с количеством кресел на заявленных операторами рейсах. А значит, можно смело сделать вывод о том, что туристов в этом сезоне действительно хватило всем. Продажами по Турции довольны как туроператоры «большой тройки», так и те, для кого Турция является направлением ассортиментным.

По словам Дмитрия Кушева, руководителя регионального офиса компании Coral Travel в Екатеринбурге, летние планы по Турции были даже перевыполнены: рейсы загружаются настолько успешно, что туроператор продлил турецкие программы до ноября. Coral Travel – практически единственный оператор, показавший реальный рост объемов на турецком направлении. Поэтому на него пришелся почти весь прирост общего потока в Турцию. Возможно, ситуация сложилась бы иначе в случае выполнения всех заявленных планов PEGAS Touristik. Как пояснила директор представительства компании в Екатеринбурге Светлана Столярова, изначально заявленные 15 еженедельных рейсов не состоялись из-за нехватки бортов у авиаперевозчика, и оператор в итоге выполнял в среднем 9-10 вылетов в неделю. Тем не менее, Светлана Столярова отмечает, что сезон для PEGAS Touristik был достаточно успешным, хорошей была не только загрузка бортов, но и глубина продаж.

Прирост турпотока в Турцию мог быть и больше, уверен Олег Хигер, директор представительства туроператора «Натали Турс», однако его сдерживали цены на отели. «Отельеры держали весь сезон достаточно высокие цены, так как видели хороший спрос не только со стороны российских туристов, но и со стороны Европы, поэтому ожидания, что Турция будет гореть, не оправдались», - говорит г-н Хигер. Действительно, обилия горящих туров на анталийский берег уральцы этим летом практически не увидели. Однако некоторые туроператоры, в частности Anex Tour, не скрывают: иногда места на рейсах все-таки «подгорали», и приходилось продавать туры со значительными скидками. Но, как добавил Эльбрус Гарибов, координатор Anex Tour по Уральскому региону, ни одно кресло в итоге не улетело пустым. «Мы всегда закрывали наши места заранее, а не как в прошлом году — за сутки до вылета», — отметил он.

Что касается другого турецкого побережья — Эгейского, то здесь спрос достаточно стабильный: количество рейсов по этому направлению с прошлого года не изменилось, однако пассажиропоток все-таки вырос на 23% и составил порядка 2 тыс. человек за сезон. Но до докризисных показателей – 5 тыс. человек – направлению все-таки еще далеко.

Египет наверстывает упущенное после падения потока в прошлом году практически в два раза по сравнению с 2008 годом. Так, двукратное увеличение перевозки в Шарм-эль-Шейх (82 рейса в этом году против 39 в прошлом) полностью себя оправдало, считают эксперты, и привело к росту турпотока более чем в три раза. По словам Татьяны Забуновой, руководителя офиса TEZ TOUR в Екатеринбурге, ставка именно на Шарм-эль-Шейх была сделана из-за привлекательности самого курорта: роскошные коралловые рифы, насыщенная экскурсионная программа, отели на любой вкус от эконом-класса до фешенебельных.

Подрос на 27% и пассажиропоток в Хургаду — хотя рейсов туда было даже несколько меньше, чем в прошлом году. «Летом мы увидели результат дополнительных усилий участников рынка по развитию египетского направления, — комментирует цифры Дмитрий Кушев. — Несмотря на то, что мы значительно увеличили свои программы, глубина продаж и средняя загрузка были на очень хорошем уровне».

Остальные игроки подтверждают: Египет продавался замечательно. «Количество рейсов было вполне адекватным, хотя можно было поставить и больше, - говорит Светлана Столярова. — Однако авиакомпании в этом сезоне были настолько загружены, что бортов не хватало физически».

Греция, как и другие направления, показала в этом сезоне рост, но невысокий. «Политическая ситуация в стране наложила свой отпечаток, чувствовался переизбыток предложений, к тому же повышался топливный сбор у перевозчика, - объясняет Татьяна Забунова. - Поэтому, в отличие от Турции и Египта, с Грецией в этом году туристам повезло - горящих туров было достаточно».

О большом количестве интересных для туриста цен говорит и Ирина Карева, директор «ВЕДИ Тургрупп–Урал». «Да, были сложные даты, - подтвердила она. Но в целом у нас был активный сезон и хорошие продажи. Хорошим спросом пользовались комбинированные туры – сочетание островного и материкового отдыха».

По отдельным регионам Греции ситуация различается. Так, материковая часть показала снижение турпотока на 7,8%, хотя загрузка рейсов в Салоники, по подсчетам TurProfi.ru, была хорошей. Островной отдых у уральцев по-прежнему более популярен. Оба острова, на которые была поставлена перевозка из Екатеринбурга, - Крит и Родос – показали рост потока. В частности, перевозка и поток на Крит выросли примерно на 30%. Стоит отметить, что в этом сезоне на направление с собственной десятидневной чартерной цепочкой вышел новый крупный игрок — PEGAS Touristik, за счет чего, по словам некоторых экспертов, произошло перераспределение объемов.

Однако гораздо большее увеличение в этом году коснулось Родоса. Если в прошлом году чартерная цепочка была короткой — 4 вылета, то нынешним летом консолидатор «Южный Крест» заявил программу почти на весь сезон. А статистика Кольцово, в свою очередь, говорит о том, что самолеты летели на Родос полностью загруженными. Успех Родоса у уральских туристов Анжелика Губина, директор представительства «Южного Креста» в Екатеринбурге, объясняет сильной отельной базой, хорошим взаимодействием с агентствами, удачным сотрудничеством с авиаперевозчиком, а также – возвратностью направления. «Крит давно известен уральскому туристу – самолеты в Ираклион летают не первый год, возможно, поэтому Родос показался нашим клиентам более интересным направлением, - предполагает Анжелика Губина. – Мы уже продавали туры на Родос в прошлом году, и это только подогрело интерес туристов к острову». Не согласен с этой точкой зрения Олег Хигер. «Приведенная статистика — не отражение реального интереса к Родосу. Большое количество дешевых туров искусственно стимулировало спрос», - подчеркивает он. Эксперт уверен, что многие туроператоры понадеялись на значительные скидки отельеров в связи с экономической ситуацией в стране, однако просчитались. «Цены в итоге никто существенно не скинул, и все гулянья произошли за счет туроператоров», - считает г-н Хигер.

Минувший сезон надолго запомнится уральским турфирмам своими спецпредложениями по Италии — 9900 рублей за перелет и четырехдневный отдых в Римини. Неудивительно, что эти туры разлетались моментально, однако беспрецедентная стоимость, объявленная туроператором Danko Travel Company, вызвала немало нареканий. В частности, по мнению Олега Хигера, расчеты игрока, предложившего такой продукт, себя не оправдали. «Понятно, что такие цены – не себестоимость турпродукта, они предполагают доплату за каждого туриста со стороны туроператора, - отметил Олег Хигер. - В то же время не для всех туристов важна исключительно стоимость. Несмотря на то, что туров за 10 тысяч рублей с перелетом «Натали Турс» не продавала, объем нашей перевозки был увеличен более чем в 2 раза, и пустых кресел у нас практически не было».

Тот факт, что столь низкие цены не смогли существенно повлиять на продажи, подтвердили и другие операторы. Так, Наталья Бурцева, директор представительства туроператора PAC Group в Екатеринбурге, признается: рейс PAC Group в Римини был рискованным вариантом, но, несмотря на конкуренцию, продажи оператора шли на достаточно хорошем уровне. «Безусловно, был период, когда мы были вынуждены снизить цены, чтобы заполнить рейс, но это было единственны исключением за весь сезон», — поделилась Наталья Бурцева.

В офисе самой DANKO Travel Company утверждают, что акции лета 2010 – это промоцены, с которыми оператор заходит на уральский рынок. «Та цена, в которой нас постоянно упрекают конкуренты, - не демпинг, - подчеркивает Максим Заец, директор региональных офисов DANKO Travel Company. – Секрет наших хороших цен – это хорошие контракты, умело выстроенная политика сотрудничества с партнерами. У нас есть возможность предлагать хорошую стоимость турпродукта, не уходя в минус и даже не работая в ноль». По его словам, намеченная на Урале летняя программа была выполнена на 100%. В планах туроператора – развитие ряда новых направлений, и агрессивная политика при этом будет продолжаться.

Такая ситуация в Римини осложнила продажи туров в Рим и другие регионы Италии. По словам Светланы Поповой, директора представительства Ascent Travel в Екатеринбурге, новый игрок заставил конкурентов жестко корректировать итальянские цены, чтобы закрывать блоки.

В Испании начало летнего сезона-2010 обещало нешуточную конкуренцию: количество рейсов в Барселону было увеличено в два раза, на направление, в том числе и в Екатеринбурге, вышли такие серьезные игроки как Coral Travel, PEGAS Touristik и Ascent Travel, впервые предложил испанские туры с вылетом из Кольцово и оператор «НТК Интурист». А туроператорам «Натали Турс» и TEZ TOUR, являвшимся в прошлом году единственными заказчиками рейсов в Испанию, предстоял непростой сезон, грозивший переделом рынка.

Но, несмотря на намечавшуюся борьбу, туроператоры смогли провести сезон достаточно гармонично, соседствуя друг с другом на чартерах. Рост числа кресел на рейсах (с 400 до 700 в неделю) оказался вполне оправданным, и туроператоры разделили турпоток в намеченных до начала сезона пропорциях. Все собеседники TurProfi.ru отметили: испанские турпакеты продавались этим летом хорошо и совсем не дешево на протяжении всего сезона. А статистика Кольцово лишь подтверждает: самолеты в Барселону летели с неплохой загрузкой.

«Да, Испания полностью оправдала наши надежды, благодаря усилиям всех операторов это направление было одним из востребованных пляжных европейских направлений. Очень хочется поблагодарить агентов, что они поддержали интерес к нему у туристов», — говорит Дмитрий Кушев и добавляет, что Coral с радостью увеличил бы объем перевозки, но из-за ограниченности парка у перевозчиков это не удалось.

Светлана Попова рассказала, что из-за серьезной конкуренции продавать Испанию в этом сезоне сначала было страшновато. Но, несмотря на то, что для выхода на испанское направление Ascent Travel взял сразу внушительный блок мест, туры продавались хорошо. «В следующем году мы собираемся усиливаться на этом направлении», — заметила Светлана Попова. Успешно прошел испанский сезон и для PEGAS: «Мы очень тщательно готовились к выходу на это направление и в итоге довольны результатами», - рассказала Светлана Столярова.

Между тем, старожилы направления тоже не жалуются на недостаток туристов. Олег Хигер объясняет ситуацию в Испании отложенным спросом и выгодным соотношением курсов евро и доллара.

Болгария - единственное направление, пассажиропоток на котором рос даже в прошлый кризисный год. В этом году был увеличен объем перевозки в Бургас (объем Варны остался на прежнем уровне), что полностью себя оправдало, считают участники туристического рынка. Рост Болгарии они объясняют хорошей отельной базой для семейного отдыха, мягким климатом, отсутствием языкового барьера. Одним из решающих факторов стало и максимальное упрощение процедуры оформления туристических виз. «Мы очень довольны продажами по этому направлению. Болгария в этом году у нас получилась очень «интеллигентная» — было много интересных предложений, особенно по семейному отдыху, и они пользовались прекрасным спросом», — рассказала Ирина Карева из «ВЕДИ Тургрупп – Урал».

Вполне вероятно, что Болгария могла бы показать и более существенный рост, если бы не конфликт назначенных перевозчиков, когда «Уральские авиалинии» не дали разрешения на полеты авиакомпании «Ямал», блоки на рейсах которой взяли операторы «Нева» и Capital Tour. Туроператорам в тот момент пришлось оперативно перезаключить договоры и формировать туры на базе перевозки «Уральскими авиалиниями». Нетрудно предположить, что в противном случае средняя стоимость турпакета на направлении наверняка была бы ниже. Хотя и в сложившейся ситуации болгарские программы были выполнены, а самолеты летали с хорошей загрузкой.

Кипр — одно из немногих направлений этого лета, объем перевозки по которому не был увеличен. Более того, спрос снизился на 7%. По словам Олега Хигера, снижение пассажиропотока из Екатеринбурга в Ларнаку было достаточно предсказуемым еще в тот момент, когда увеличилось количество рейсов на остров Крит. «На Крите и Кипре достаточно схожий островной отдых. Поэтому при увеличении перевозки и снижении цен на Крит — пошло ослабление Кипра, туры на который всегда считались недешевыми, — отметил г-н Хигер. — Мы учли это и взяли вместо прошлогодних 70-80 кресел на борту порядка 60. И, надо сказать, не прогадали». Вполне вероятно, сходятся эксперты, что и в следующем году от Кипра не стоит ожидать больших сюрпризов.

Таиланд стал в этом году круглогодичным направлением. TEZ TOUR, и «Натали Турс» решили продлить на лето свои тайские программы на крыльях «Трансаэро». «Продажи сразу пошли очень хорошо. Я уже давно не видела листов ожидания!» - отмечает руководитель офиса TEZ TOUR в Екатеринбурге Татьяна Забунова. По ее мнению, популярность летнего Таиланда можно объяснить заинтересованностью туристов в новом летнем направлении и привлекательными ценами.

23 самолета, улетевшие этим летом в Бангкок, были полностью загружены. Такой успешный старт Таиланда летом отчасти привел к значительному увеличению зимней перевозки на этом направлении.

ОАЭ не принесли в этом году особых сюрпризов: то же количество рейсов в Дубай на бортах «Уральских авиалиний», совсем незначительно увеличившийся пассажиропоток и почти полное отсутствие новостей на направлении. Статистика Кольцово подтверждает: самолеты в ОАЭ пустыми не летали, но и особого ажиотажа не было. Однако это недешевое направление все же имеет своих поклонников, которые в минувшем сезоне и обеспечили загрузку самолетов.

Упавший в прошлом году в 2,5 раза спрос на Хорватию и Черногорию по обоим направлениям, начинает восстанавливаться, причем достаточно хорошими темпами. Так, еженедельные рейсы «Уральских авиалиний» в Пулу и Тиват пользовались стабильным спросом. «Загрузка была полной с самых первых вылетов, отмечу и хорошую глубину продаж по обеим странам», - рассказала Светлана Попова. По ее словам, все заявленные блоки были проданы, и желание увеличить объем в следующем году вполне оправданно.

Новый игрок на хорватском направлении, «НТК Интурист», также отмечает, что спрос в этом году был неплохой. «Хорватия продалась сама собой и в июне практически весь сезон был уже закрыт», - добавил Станислав Бутаев, директор обособленного подразделения ОАО «НТК Интурист» в Екатеринбурге. Увеличение числа рейсов в Пулу было недостаточным, уверен он: в следующем году полетную программу стоит расширить.

Возобновление прямых рейсов в Тунис из Екатеринбурга игроков рынка не разочаровало. Когда информация о возможной чартерной цепочке PEGAS Touristik в Тунис только появилась, эксперты сразу охарактеризовали перспективы почти забытого направления как достаточно неплохие. Однако итоговые результаты приятно удивили всех. «Цены на турпакеты были парадоксально высокими, однако направление практически сразу продалось!» - отмечает Светлана Столярова из PEGAS Touristik. Хороший спрос на Тунис подтвердил и Александр Лобанов, директор оператора More travel, одного из блочников на этом рейсе.

Уральские туроператоры единодушны в объяснении успеха прошедшего сезона: это отложенный спрос и снижение курса евро. Тем не менее, многие из них опасаются, что если объем перевозки будет такими же темпами увеличиваться и в следующем году, то ситуация уже не будет столь радостной, так как в следующем летнем сезоне вряд ли можно ожидать большого роста. Так или иначе, уральский рынок ожил после кризиса быстрее, чем ожидалось. Теперь туроператоры ждут такого же всплеска туристической активности от зимы.