Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Если мы хотим сохранить потоки в Турцию, азиатские страны, нам нужно открыть небо для их авиакомпаний»

Спрос на зарубежный отдых существует, хотя и упал примерно на 80%. Основные проблемы, которые испытывает турбизнес, помимо запретов на полеты, – обмен валюты и перевод денег за рубеж. Об этом, в частности, говорил генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян, выступая на панельной сессии в рамках открывшейся вчера выставки MITT.

Как рассказал г-н Мурадян, несмотря на то, что не все банки России попали под санкции, туроператоры испытывают серьезные проблемы с оплатой отелей на Мальдивах, Сейшелах из-за отключения системы межбанковских расчетов Swift. Компании отправляют деньги в отели, они «хаотично ходят по странам Европы, Азии, туристы не понимают, почему они не поступают вовремя».

Но самый страшный удар нанесло выездному туризму отсутствие реальной возможности у туристов получить наличные средства, чтобы вылететь за границу. «Если не брать Турцию и Египет, премиальные отели за рубежом чаще работают на завтраках. Туристам надо питаться, что-то покупать. Лимит на снятие валюты и то, что покупка ее сейчас максимально затруднена, перспектива исчезновения валютной массы, которую население будет обменивать, чтобы сохранить привычный уровень жизни, очень сильно затруднят поездки за границу», – подчеркнул эксперт.

По словам Артура Мурадяна, многие в отрасли надеялись на карту «Мир». «Но реальные попытки использовать ее не в странах СНГ показали, что это практически невозможно, а Китай пока не сильно спешит зайти с UnionPay», – заметил он.

Кроме того, по его словам, из-за трудностей с перемещением денег через границу остро стоит проблема возврата средств за отмененные туры. Из-за пандемии зарубежные поставщики перешли на предоплату услуг и сейчас не возвращают деньги российским туроператорам.

Как отметил эксперт, разумным выходом из сложной финансовой ситуации может стать введение прямых банковских платежей и использование рубля как международной валюты. По мнению эксперта, туроператорам надо переходить на прямые финансовые отношения с банками, исключая систему банков-корреспондентов.

Артур Мурадян также сообщил, что у клиентов его компании вырос спрос на длительное пребывание за рубежом, поэтому турагентства могут продавать услуги, связанные с такими поездками.

Помимо проблем с оплатами, турбизес серьезно затронули санкции против авиакомпаний. «IATA аннулировала все авиационные лицензии в России, теперь вылет этих самолетов за границу невозможен и они выведены из международного авиационного оборота. Но современные самолеты – это большие летающие компьютеры, где пилоты выполняют роль контролера ЭВМ. И они требуют постоянного обновления софта, который стал недоступен. Страны, которые не прерывали с Россией отношения, какое-то время смогут поставлять комплектующие. Но мы видим, что запад взял курс на то, чтобы максимально затруднить обход санкционных блокад. Запчасти мы получим, но обновление программного обеспечения и сертификация летных центров стали огромной проблемой», – рассказал эксперт.

По словам г-на Мурадяна, решением этой проблемы стало бы открытие неба России для третьих стран, с которыми сохранились хорошие отношения. «Вся Европы и большая часть мира имеет режим открытого неба. Сейчас это необходимо, как воздух. Если мы хотим сохранить потоки в Турцию, азиатские страны, нужно открыть небо для их авиакомпаний и разрешить им здесь совершать операционную деятельность, летать куда угодно, пока наша авиация будет вставать с колен», – подчеркнул он.

Артур Мурадян также ожидает, что въездной туризм станет выгодным для туристов из открытых стран. «Азиатские а арабские страны могут стать драйверами роста въездного туризма по мере ослабления ковидных ограничений. С учетом курсовых разниц туры в Россию подешевели в два раза, а уровень сервиса, надеюсь, сохранится. Здесь нужно либерализовать визовый режим, сделать практически безвизовый въезд иностранцев в Россию», – подчеркнул эксперт.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news