Туроператорам дадут отсрочку по отмененным турам до конца 2021 года
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован для обсуждения проект долгожданного положения об особенностях исполнения, изменения и расторжения договоров о реализации турпродукта, заключенных туроператорами и турагентствами до 31 марта 2020 года.
Документ предусматривает следующий механизм переноса туров. Туроператор должен обеспечить предоставление турпродукта, предусмотренного договором или равнозначного в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Равнозначным считается турпродукт, в котором программа пребывания, маршрут, условия проживания, питания, услуги по перевозке и др. соответствуют туру, предусмотренному договором. Туроператор не вправе требовать доплату за равнозначный турпродукт, если турист полностью оплатил тур, предусмотренной договором. Исключение – изменение потребительских свойств равнозначного турпродукта по соглашению сторон.
Если турист решил воспользоваться равнозначным турпродуктом, туроператор в течение 60 дней с момента вступления в силу положения должен направить клиенту или турагенту уведомление, содержащее обязательство предоставить заказчику соответствующий тур не позднее 31 декабря 2021 года. Турагент, в свою очередь, обязан направить уведомление заказчику в течение одного рабочего дня. А если турист не согласится переносить тур и потребует вернуть его стоимость, туроператор будет должен это сделать также с отсрочкой – не позднее 31 декабря 2021 года.
Президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев дважды направлял предложения по проекту положения в процессе его разработки – директору департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики правительства РФ Денису Молчанову и главе Ростуризма Зарине Догузовой. Почти все предложения учтены в опубликованном варианте документа.
Например, предполагалось, что туроператор заключает с туристом дополнительное соглашение в течение 60 дней со дня вступления в силу положения. Как пояснил RATA-news юрист РСТ Николай Литаренко, этот пункт не мог быть реализован, поскольку невозможно спрогнозировать точную дату снятия введенных из-за коронавируса ограничений по конкретным направлениям, и это обстоятельство не зависит от воли туроператоров и принимающей стороны.
«РСТ предложил в течение 60 дней со дня вступления в силу положения предоставлять туристам подтверждения о наличии задолженности по договору в установленный срок и необходимости дополнительного соглашения к договору, которое может быть заключено в течение определенного времени после снятия ограничений на поездки. И это предложение было принято», – сказал г-н Литаренко.
Также в качестве одного из критериев для возврата денежных средств в особом порядке предусматривалось снижение среднемесячного дохода заказчика более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом заказчика.
РСТ предложил исключить эту, потому что в условиях беспрецедентного по масштабам кризиса доходы снизились у большей части занятых на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности, по крайне мере, в течении определенного периода времени.
«Кроме того, предложенный критерий – потеря 30% заработка – не отражает реального уровня дохода физического лица, который в абсолютном выражении может многократно превышать не только МРОТ, но и среднедушевой уровень доходов в стране, – поясняет Николай Литаренко. – И этот пункт был также исключен из проекта положения».
Были учтены и другие предложения РСТ, а также изменены некоторые формулировки для уточнения важных деталей.
Но есть и огорчительный момент. Туристу, который откажется от переноса тура, туроператор должен будет вернуть деньги с процентами – «за пользование указанными денежными средствами». Проценты будут начисляться в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка РФ на дату вступления в силу положения за каждый календарный день пользования.
Правда, изначально предполагалось, что проценты будут начисляться со дня оплаты туристом отмененного тура независимо от того, когда он был оплачен. Но в опубликованном проекте срок начисления, к счастью, другой – со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата ему стоимости тура.
Ирина Тюрина, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»