Туроператорам дадут отсрочку по отмененным турам до конца 2021 года
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован для обсуждения проект долгожданного положения об особенностях исполнения, изменения и расторжения договоров о реализации турпродукта, заключенных туроператорами и турагентствами до 31 марта 2020 года.
Документ предусматривает следующий механизм переноса туров. Туроператор должен обеспечить предоставление турпродукта, предусмотренного договором или равнозначного в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон, но не позднее 31 декабря 2021 года.
Равнозначным считается турпродукт, в котором программа пребывания, маршрут, условия проживания, питания, услуги по перевозке и др. соответствуют туру, предусмотренному договором. Туроператор не вправе требовать доплату за равнозначный турпродукт, если турист полностью оплатил тур, предусмотренной договором. Исключение – изменение потребительских свойств равнозначного турпродукта по соглашению сторон.
Если турист решил воспользоваться равнозначным турпродуктом, туроператор в течение 60 дней с момента вступления в силу положения должен направить клиенту или турагенту уведомление, содержащее обязательство предоставить заказчику соответствующий тур не позднее 31 декабря 2021 года. Турагент, в свою очередь, обязан направить уведомление заказчику в течение одного рабочего дня. А если турист не согласится переносить тур и потребует вернуть его стоимость, туроператор будет должен это сделать также с отсрочкой – не позднее 31 декабря 2021 года.
Президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев дважды направлял предложения по проекту положения в процессе его разработки – директору департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики правительства РФ Денису Молчанову и главе Ростуризма Зарине Догузовой. Почти все предложения учтены в опубликованном варианте документа.
Например, предполагалось, что туроператор заключает с туристом дополнительное соглашение в течение 60 дней со дня вступления в силу положения. Как пояснил RATA-news юрист РСТ Николай Литаренко, этот пункт не мог быть реализован, поскольку невозможно спрогнозировать точную дату снятия введенных из-за коронавируса ограничений по конкретным направлениям, и это обстоятельство не зависит от воли туроператоров и принимающей стороны.
«РСТ предложил в течение 60 дней со дня вступления в силу положения предоставлять туристам подтверждения о наличии задолженности по договору в установленный срок и необходимости дополнительного соглашения к договору, которое может быть заключено в течение определенного времени после снятия ограничений на поездки. И это предложение было принято», – сказал г-н Литаренко.
Также в качестве одного из критериев для возврата денежных средств в особом порядке предусматривалось снижение среднемесячного дохода заказчика более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом заказчика.
РСТ предложил исключить эту, потому что в условиях беспрецедентного по масштабам кризиса доходы снизились у большей части занятых на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности, по крайне мере, в течении определенного периода времени.
«Кроме того, предложенный критерий – потеря 30% заработка – не отражает реального уровня дохода физического лица, который в абсолютном выражении может многократно превышать не только МРОТ, но и среднедушевой уровень доходов в стране, – поясняет Николай Литаренко. – И этот пункт был также исключен из проекта положения».
Были учтены и другие предложения РСТ, а также изменены некоторые формулировки для уточнения важных деталей.
Но есть и огорчительный момент. Туристу, который откажется от переноса тура, туроператор должен будет вернуть деньги с процентами – «за пользование указанными денежными средствами». Проценты будут начисляться в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка РФ на дату вступления в силу положения за каждый календарный день пользования.
Правда, изначально предполагалось, что проценты будут начисляться со дня оплаты туристом отмененного тура независимо от того, когда он был оплачен. Но в опубликованном проекте срок начисления, к счастью, другой – со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата ему стоимости тура.
Ирина Тюрина, RATA-news