Travelport с 25 октября

Высокий класс – это не роскошь, а средство размещения

Продолжаем цикл публикаций о состоянии гостиничного хозяйства и туристско-рекреационном потенциале Приэльбрусья, подготовленных специалистами московской компании Hotel Consulting & Development Group (RATA-news от 11, 12, 15 и 16 ноября 2004).

Основная масса средств размещения Азау и Чегета представляет собой частные дома, где сдаются комнаты для приезжих, поэтому, например, такое понятие как «классность отеля» может быть применено к новым средствам размещения с достаточно большими оговорками. То есть, это обычно такой своеобразный B&B, а не полноценная гостиница. Правда, клиенты могут и не замечать разницы: оборудование номеров, наличие требуемых удобств, включая горячую воду, сменяемое белье и уборку, дополнительные услуги – ресторан/бар, сауна, бильярд - все это соответствует современным представлениям о комфорте. Тем более что за время работы этих коллективных средств размещения внешний вид и функциональные качества оборудования в них не претерпели существенных изменений к худшему. Отличия видны профессионалам и касаются, в первую очередь, таких понятий, как безопасность проживающих и профессионализм работы персонала, что отражается на качестве обслуживания клиентов.

Специалисты, побывавшие в этом регионе с целью изучения возможностей средств размещения и развития туриндустрии Приэльбрусья в целом, почти нигде не увидели ни огнетушителей, ни схем эвакуации людей в случае пожара и т.д. Оборудование номеров в мини-гостиницах может не соответствовать российским стандартам, которые заменяются собственными представлениями владельца об удобствах, часто нет разделения потоков, так что гости почти свободно могут попадать в служебную зону, в том числе и на кухню. Персонал здесь многопрофильный, специальной подготовки не проходит, работают все по принципу «как Бог на душу положит». Правда, к чести местного населения, следует отметить его радушие и открытость, работники гостиниц стараются удовлетворить запросы своих гостей.

Существует широко распространенное мнение, что основной контингент Приэльбрусья – это люди, ищущие острых ощущений и минимально чувствительные к комфорту и различным мелочам, приятно скрашивающим жизнь, особенно на отдыхе. Среди катающихся на Чегете и в Азау немало людей, не возражающих против повышенного содержания адреналина в крови и готовых ради этого на рискованные поступки, вплоть до выброски с вертолета на горные вершины Кавказа. Однако не надо забывать, что отсутствие элементарных удобств при проживании вызывает приток скорее не адреналина, а желчи, поэтому не стоит наивно полагать, что горнолыжники или альпинисты не обращают внимания на отсутствие горячей воды и отопления зимой, или другие бытовые неудобства. В этом контексте можно говорить только о соотношении ценового уровня тому набору услуг, который предлагается клиенту: если за горячую воду и прочий комфорт заплачено, то они должны иметься в наличии, и тяга к приключениям здесь ни при чем.

В последнее время тяга основного контингента к комфорту стала проявляться совершенно отчетливо, о чем говорит строительство таких объектов, как гостиница «Озон» или «Поворот», а также расширение дополнительных услуг в прочих средствах размещения. «Озон» предлагает услуги уже не только для горнолыжников, но и для новобрачных (что само по себе предполагает высокий уровень обслуживания), а также для тех, кто хочет приятно отдохнуть в выходные. При этом список предлагаемых этой гостиницей услуг вполне соответствует современным международным аналогам: в номерах, не считая удобств в виде санузла с ванной или душевой кабиной, имеются еще фен, телефон с междугородней связью, спутниковое телевидение, холодильник. Кроме того, есть крытый бассейн, бар с караоке и домашним кинотеатром и прочие атрибуты, позволяющие объекту позиционироваться в качестве отеля европейского уровня.

По тому же пути идет «Поворот», который, правда, еще не полностью реализовал все свои задумки, но в будущем планирует расширять предложение. В выборе клиентов отель предполагает ориентироваться на тех, кто приезжает в горы не только за целебным воздухом, но готов потреблять и материальные блага цивилизации. Уже сейчас, по наблюдениям администрации «Поворота», номера класса «люкс» пользуются большим спросом, чем комнаты экономического класса. По экспертным оценкам, примерно 25% всего клиентского спроса в Приэльбрусье ориентировано на потребление услуг высокого качества по соответствующим ценам, и эта группа наиболее динамична. «Нам не страшна конкуренция со стороны уже действующих отелей, и в ближайшие 5-6 лет вряд ли ситуация для нас изменится в худшую сторону» - считают в «Повороте». Начав работу в апреле 2004 года, эта гостиница чувствует себя на рынке Приэльбрусья достаточно уверенно: за летний сезон владелец отеля почти рассчитался с кредитом и планирует к следующему лету расшириться, обзавестись крытым бассейном, а через два года – полностью поменять меблировку и оформление номеров.

Что касается «профпригодности» отелей и их конкуренции, то из вновь построенных на полянах Чегет и Азау средств размещения «Поворот» и «Озон» уже больше похожи на настоящие гостиницы. Там трудится подготовленный персонал, имеющий опыт работы, а также имеются и внешние признаки, отличающее отель от просто жилого дома: лобби, служебная зона, стойка регистрации, цифровое обозначение номеров и т.д.

Новизна продукта, широкое предложение дополнительных услуг, оборудование номеров и прочие факторы выгодно отличает эти средства размещения и от старожилов Приэльбрусья – пансионатов «Чегет» и «Иткол». Последние два объекта, построенные в советское время, занимают собственную нишу на рынке, привлекая своего клиента не столько комфортным проживанием, сколько тусовкой и возможностями проведения досуга. «Советские» гостиницы имеют ряд неоспоримых преимуществ перед объектами более поздней застройки: они очень удачно расположены, имеют большие общественные площади (рестораны, холлы, кинозалы и т.д.), продуманную инженерную инфраструктуру и достаточное количество служебных и вспомогательных площадей, что позволяет персоналу уверенно работать. К тому же они строились с учетом местных сейсмоусловий, так что имеют прочные фундаменты и стены. Если бы не изношенность коммуникаций и маленькие номера, эти гостиницы и в современных условиях были бы рыночными лидерами. Во всяком случае, сегодня, когда инвесторы считают, что каждый квадратный метр площадей должен приносить прибыль, мало кто сможет построить гостиницу с просторным лобби и огромным кинозалом.

К сожалению, изношенные старые гостиницы давно уже утратили свои преимущества и лидирующую роль, но им пока нет альтернативы в глобальном плане. Малые отели, построенные вокруг, дают кров и пищу, но не более того. «Общественной» жизни, чем обычно бывают привлекательны подобные курорты, особенно для молодежи, там нет. (Марина Смирнова, Светланы Филимоненко, HCD Group, специально для RATA-news)