Тревелпорт

Илья Кычанов: «Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»

В условиях пандемии – если не сказать, благодаря ей – Удмуртия стала одним из направлений, которым заинтересовались российские туристы. Но, конечно, этого бы не произошло без усилий местных туроператоров. Гастрономические и этнографические туры ижевской группы компаний «Турист» выиграли сразу девять номинаций всероссийской премии «Маршрут года». О том, как развивать индустрию путешествий в нераскрученном регионе с не самым лучшим климатом, в рамках нашего проекта «Просто Россия» рассказал исполнительный директор «Туриста» Илья Кычанов.


- Илья, расскажите, насколько туризм в Удмуртии сегодня приблизился к всесезонному?

- Наша компания делает для этого все возможное. Маршруты «Туриста» изначально были разработаны с учетом того, чтобы вообще не зависеть от сезонности, ведь полноценное лето в нашем регионе бывает буквально пару недель в году. Поэтому все экскурсии носят автобусно-пешеходный формат, и совершенно не важно, какая на улице погода. А наш флагманский гастрономический маршрут «Вкусно едем» из Москвы в Ижевск подразумевает путешествие на поезде.


- Поздравляем вас с гран-при премии «Маршрут года», который получила программа «Вкусно едем». А ваши ожидания по ее востребованности у туристов оправдались?

- Во всяком случае, на новогодние каникулы тур продавался очень хорошо, мы приняли около 100 москвичей. Для нас это много, ведь еще недавно жители столицы и не думали о том, чтобы вообще съездить в Удмуртию. В итоге же гости уехали довольными и многие изъявили желание вернуться летом. Что для нас показательно: москвичи – очень требовательная публика.

Гастрономический поезд в Удмуртию был презентован как проект в прошлом году и запущен в августе. С тех пор мы принимаем такие группы каждый месяц. Продажи на мартовские праздники тоже идут хорошо.


- Помимо этого маршрута признание на конкурсе получили еще восемь других. О каких программах речь?

- Например, гран-при в номинации «Лучшая экскурсия по городу» получила «Кофейная экскурсия по Ижевску». Она разработана руководителем нашего экскурсионного центра Юлией Михалевой. Маршрут предполагает посещение неочевидных достопримечательностей Ижевска, а также кофейни и мастер-класса от бариста.

Еще один любопытный маршрут – поездки в Елабугу в соседнем Татарстане, это всего 200 км от Ижевска. Елабуга – «город однокомнатных музеев», и все они очень разные: дом Шишкина, мемориальный комплекс Цветаевой и т.д. Все это разнообразие было трудно объединить в одной программе и тем более привязать к гастрономии, что является нашей фишкой. Пришлось провести немало встреч с руководителями музеев и рестораторами, чтобы выстроить тур.


Был отмечен этнографический тур «Удмуртия: будьте как дома». В нашем регионе проживает всего 30% удмуртов, и живут они в сельской местности. У этой народности вместе уживаются языческие и православные обряды, а сами они – довольно закрытые люди. Прийти к ним можно только с правильным проводником, и мы довольно долго искали такого.

Маршрут, который в итоге получился, завязан на идее «Как правильно ходить в гости к удмуртам»: какие подарки уместны, как правильно заходить в дом, приветствовать и т.д. Он начинается с того, что мы едем в гости к целой деревне удмуртов, потом – приезжаем к конкретной семье, а завершается поездка в музее-заповеднике под открытым небом.


- Ваши оздоровительные туры выходного дня для возрастной аудитории тоже получили первое место на конкурсе. Как вы развиваете это направление?

- Этот проект мы запустили еще до пандемии, в 2019 году. Он базируется на давних партнерских контактах с местными санаториями. Но в связи с ограничениями в работе здравниц из-за пандемии мы дополнили формат выездами на природу. Когда прошлым летом люди захотели куда-то поехать, мы организовывали туры совместно с инструкторами по скандинавской ходьбе, мастер-классы по танцам, чайным церемониям и т.д.

Осенью прошлого года мы были вынуждены приостановить работу по этому проекту в связи с особыми требованиями санаториев и работой многих из них в качестве обсерваторов. Однако планируем возобновить эти поездки уже с марта. Думаю, в соответствии с запросом общества на оздоровление продажи должны быть неплохие.

- На кого вы больше ориентированы сегодня: на жителей Удмуртии или ее гостей?

- В целом наша концепция акцентирована на местных жителей. Ведь эти люди уже здесь, и у них есть запрос на впечатления. Плюс они всегда привлекают на маршруты друзей и знакомых. Но такие продукты, конечно, хорошо подойдут и тем, кто приехал, скажем, с деловыми целями и дополнительно хотел бы развлечься. Пока количество приезжих составляет у нас около 10% от общего объема клиентов. За январские каникулы мы обслужили 600 человек, и из них только 100 были жителями столиц.


- Можно ли ожидать, что количество гостей в Удмуртии будет расти?

- Думаю, шанс есть, ведь процесс уже запущен. Недавно услышал фразу: никто не сделал для внутреннего туризма больше, чем ковид. Она по-своему справедлива. Именно из-за него многие стали присматриваться к России как туристическому направлению, которое вряд ли бы выбрали в иной ситуации. Причем не потому, что это не интересно. Скажем, те, кто не живет в Удмуртии, очень мало о ней знает. В сознании жителей других регионов Ижевск и Удмуртия не имеют друг к другу отношения. А уж то, что это родина Чайковского, и подавно никто не знает. Единственный факт, который более-менее известен – что Удмуртия родина пельменей. Это мы и акцентировали при разработке железнодорожного маршрута. Этнографией мы бы вряд ли так зацепили бы москвичей.


- Судя по вашей практике, так и есть. Вы говорили, что первый тур по приему туристов из других областей компания презентовала несколько лет назад. Но тогда результат был не так заметен, как сейчас.

- Да, в 2016 году мы организовали рекламный тур, собрали турагентов и туроператоров из шести городов. Без преувеличения фееричные три дня с пятницы по воскресенье: посещение усадьбы Чайковского, детский мюзикл, роскошные угощения, встреча с мэром и многое другое. Концепт «Влюбиться в Удмуртию» появился у нас именно тогда. Но выхлоп после того рекламника был – одна группа. Одна! На тот момент предложение опередило время. Вероятно, это характерно для многих идей в туризме, особенно если дело касается путешествий по России.


- То есть вы тогда в основном предлагали зарубежные туры?

- Да, до пандемии 80% нашего бизнеса составляли агентские продажи туров за границу. Однако в прошлом году мы быстро поняли, что происходящее – это не на месяц и не на два. И перенаправили усилия в сторону нашего экскурсионного центра и туроператорской деятельности. То, что было стартапом, стало единственном способом выжить.

- А когда границы все же откроются, «Турист» вернется к зарубежному сегменту как основному?

- Думаю, туры за рубеж уже не будут у нас преобладать. Сегодня каждой турфирме в любом случае следует работать над собственным турпродуктом, иначе у нее просто нет будущего. Время турагентств в чистом виде уходит, к тому же в такой деятельности есть свои минусы. На что-то повлиять при задержке рейса или овербукинге турагент не в состоянии. А у туроператора, если он недоволен партнером, всегда есть возможность найти нового поставщика услуг, поменять подрядчика и т.д. Мы теперь знаем, что возможность полностью контролировать свой продукт от начала и до конца – это очень круто. И очень интересно.

Татьяна Крикун, специально для RATA-news