Туроператоры: формат многих событийных мероприятий устарел
В ближайшие выходные Суздаль в двенадцатый раз отметит один из главных народных праздников – День огурца. Традиционно огуречным гуляниям будут сопутствовать мастер-классы по засолке огурцов и изготовлению огуречных сувениров, ожидаются концерты этно-коллективов. Это далеко не единственное «съедобное» мероприятие. В прошедшие выходные Праздник вишни отметил Владимир, 23 июля Горохов день будут праздновать в Гороховце. А еще в календаре этим летом можно найти праздники самовара, лаптя и еще много другого. Все они пользуются большой популярностью и собирают массу гостей. Например, в прошлом году на День огурца приехало 140 экскурсионных групп, всего праздник собрал более 14 тыс. человек. Тем не менее, работающие по Золотому кольцу туроператоры видят в этих праздниках все меньше смысла для организованного туризма. В том числе и потому, что формат некоторых мероприятий, по их мнению, успел устареть.
«В этом году мы даже не стали заявлять продажи праздника огурца, поскольку уже в прошлом году увидели, что интерес к событию у наших клиентов проходит», – рассказала руководитель российского отдела компании «Ванд Интернэшнл тур» Ирина Астахова. Она уверена, что огуречные гуляния рассчитаны, в первую очередь, на самостоятельных туристов, а туристическим группам большое скопление людей мешает знакомиться с экспонатами суздальского Музея деревянного зодчества и крестьянского быта, на территории которого праздник и проводится. Как правило, туристов просто отпускают гулять одних. Это, по словам собеседницы RATA-news, снижает привлекательность поездки, поскольку среди туристов ценятся туры с анимацией под конкретную группу. При этом устроители могли бы привлекать организованные группы с помощью различных льгот и скидок. Но, увы, этого не происходит. «Самое неприятное, что на время массовых мероприятий гостиницы сильно завышают цены. Например, в Суздале, в День огурца гостиничный номер будет стоить на 300 руб. дороже, в ночь на Ивана Купалу – сразу на 1000 руб.», – посетовала г-жа Астахова, отметив при этом, что спрос на празднование Ивана Купалы в этом году также застопорился.
«Сегодня практически каждый город Золотого кольца старается выделиться каким-то массовым мероприятием. Самые раскрученные – Масленица, фестиваль «Богатырские забавы» во Владимирской области, Праздник огурца. Они, действительно, интересны широкому кругу туристов. Но, как правило, люди на такие мероприятия стараются выезжать сами, без помощи турфирм», – заметил руководитель отдела экскурсионных туров по России и Украине компании «Астравел» Александра Бородуля. К тому же, по его мнению, событийное мероприятие вряд ли подходит для первого знакомства с городом. Лучше это делать в любое другое время. Ее коллега из российского отдела компании «Анкор» Татьяна Уткина уверена, что против большинства «событиек» играет их значительная удаленность от Москвы. «Оптимальный вариант, если бы тот же Праздник огурца проводился в пределах
Между тем, далеко не все праздники вызывают нарекания у игроков рынка. Хорошие продажи, по данным туроператоров, в этом году показывает фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» в Костроме, который пройдет здесь в середине августа. В компании «Дельфин» в числе лидеров спроса выделяют все тот же праздник огурца и ночь Ивана Купалы. По данным руководителя отдела маркетинга туроператора Олега Полетаева, в целом продажи компании по Золотому кольцу с начала года выросли более чем на 50% по сравнению с аналогичными показателями 2011 года.
«Не думаю, что эти цифры пропорциональны росту туристического потока по Золотому кольцу в целом. Скорее, это результат успешной работы конкретного туроператора в популяризации данного направления. Если судить по динамике количества запросов «туры по Золотому кольцу» в интернете, то рост турпотока в этом сезоне на направлении ожидается в пределах 20%», – подсчитал г-н Полетаев.
А вот в компании «Ванд Интернэшнл тур» заявили даже о стагнации на направлении. «Туристам уже поднадоели стандартные маршруты по Золотому кольцу с посещением Владимира, Суздаля и Боголюбова. Чтобы добиться прироста, нужно делать упор на новые места – Рязань, Гороховец, Калугу и так далее», – уверена Ирина Астахова. В копилке ее компании есть также тематические туры, например, посвященные Сергею Есенину. Но такие программы, по словам г-жи Астаховой, не рассчитаны на массовый поток.
Москвичи, как заметил Олег Полетаев, по-прежнему предпочитают туры выходного дня. У туристов из соседних регионов популярностью пользуются программы, рассчитанные на 5-6 дней, которые позволяют за один тур ознакомиться с большим количеством достопримечательностей.
По данным туроператоров, стоимость путевок по Золотому кольцу по сравнению с прошлым годом подорожала в среднем на 15%. Стандартный двухдневный тур обойдется от 4300 руб. на человека. В стоимость включены проезд, питание и проживание.
Нина Егоршева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Виктория Шамликашвили
ITS, генеральный директор
«Петербург рискует потерять репутацию лучшего туристического города России»Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»