Развитию сельского туризма в России мешает отсутствие законодательной базы
По данным Агентства развития сельских инициатив (АРСИ), в России пока всего шесть субъектов, в региональном законодательстве которых прописан термин «сельский туризм». Остальные пытаются привести к единому знаменателю накопленный опыт, но им мешает отсутствие нормативно-правовой базы. При этом сельский туризм – это комплексная сфера, включающая не только собственно туризм, но сохранение сельских территорий. Свою цель АРСИ видит в том, чтобы сформировать единую программу становления сельского туризма в России и выйти с ней на федеральный уровень. Актуальные вопросы направления обсудили эксперты на всероссийской конференции «Региональные аспекты развития сельского туризма в России» в рамках выставки «Интурмаркет».
АРСИ объединяет около двадцати российских регионов. Где-то партнерами агентства выступают региональные и районные администрации, где-то – местные ассоциации развития сельского туризма, вузы и некоммерческие объединения. Республика Бурятия – один из шести субъектов, в законодательствах которых есть такое понятие как «сельский туризм».
По словам министра туризма Бурятии Марии Бадмацыреновой, направление в республике поступательно движется вперед уже более двадцати лет, во многом благодаря старообрядцам Забайкалья, культура которых включена в список нематериального наследия ЮНЕСКО. «Эти удивительные люди открыты миру, и любой желающий может познакомиться с их творчеством, национальной кухней, обрядами и играми», – рассказала министр. Так, по словам г-жи Бадмацыреновой, комплексы «В гостях у Семейских» и «Степной кочевник» смогли не только привлечь туристов, но и вовлечь в процесс все местное население.
В 2016 году в регионе стартовал проект «Сто уникальных сел Бурятии», среди задач которого – выявление новых точек роста и новых сел, способных повлиять на распределение турпотока. В прошлом году на благоустройство мест туристического показа из регионального бюджета выделили 10,5 млн рублей. У проекта есть поддержка Фонда президентских грантов.
О сибирском туристическом опыте рассказала председатель Комитета развития внутреннего и въездного туризма Департамента по культуре и туризму Томской области Ирина Лахтионова. Сельское население составляет меньше 28% всего населения области, а для сельского туризма пригодна небольшая часть территории в радиусе 250-300 км от Томска, тем не менее власти региона собираются акцентировать внимание на этой сфере. Такие фестивали как «Праздник топора», который ежегодно проходит в этнопарке «Околица», давно стали брендом, известным далеко за пределами области.
«Решив отдать приоритет событийным мероприятиям, мы не прогадали, ведь 72% городских жителей надо куда-то выезжать на выходные, – заметила г-жа Лахтионова. – «Праздник топора» начался с того, что в 2008 году одна семья решила размещать у себя гостей и знакомить их с местной культурой. Сегодня таких семей в селе Зоркальцево пятнадцать. Кто-то мастер-классы проводит, кто-то настойки предлагает, которые можно попробовать только здесь. В итоге каждый нашел своего потребителя».
В Краснодарском крае насчитывается 16 тысяч фермерских хозяйств, из них свыше двухсот занимаются виноградарством, и пятьдесят – непосредственно производством вина. Краевое министерство курортов, туризма и олимпийского наследия разработало концепцию развития агротуризма на 2017-2020 годы.
Сегодня в краснодарскую Ассоциацию агротуризма входит более ста объектов сельского аграрного туризма, и более тридцати из них специализируются на эногастрономическом направлении. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают в край, чтобы попробовать знаменитые кубанские вина и оценить местную гастрономию. Плюс к этому – интерактивная карта агротуризма, специально разработанные маршруты вроде «Янтарной лозы», ежегодно растущие денежные гранты.
По словам председателя Региональной ассоциации сельского туризма Республики Татарстан Руфии Мухамадеевой, даже на юго-востоке республики, в нефтяном регионе в 400 км от Казани, есть объекты сельского туризма европейского уровня. Особый предмет ее гордости – республиканская программа «Сельская молодежь», единственная в стране. Теперь ее выпускники занимаются событийным туризмом, завоевывая первые места на разных конкурсах.
О подобном размахе на севере страны говорить рано, но и там есть подвижки. В Республике Коми Ассоциацию по развитию сельского туризма учредили только в прошлом году, но она уже успела объединить около 80 гостевых домов по всему региону. «Мы издали буклет, определив, чем эти места могут быть интересны для туристов, составили карту с основными туробъектами и событийный календарь», – пояснила директор созданного в 2011 году Финно-угорского этнокультурного парка Елена Иванова.
В Калужской области сегодня насчитывается 615 гостевых домов, однако единого реестра предприятий, занимающихся сельским туризмом, по-прежнему нет. Поэтому и здесь, как отметил председатель Ассоциации сельского и агротуризма Калужской области Анатолий Савин, пока приходится делать ставку на событийные мероприятия. Новый проект области – «Сельское лето», может послужить отправной точкой для многих инициатив.
Председатель Ассоциации представителей сельского туризма Калининградской области Виктория Корнева одну из проблем видит в том, что владельцы объектов на селе не всегда знают, что именно нужно туристам, а также в том, что у местных жителей отсутствует уверенность в собственных силах. «Психологическая помощь не менее важна, чем юридическая», – уверена г-жа Корнева.
Гостевым домам помогают и в национальном парке «Кенозерский» в Архангельской области. Двадцать восемь лет назад, когда национальный парк только создавался, о нем знал лишь узкий круг ученых и заядлые путешественники. Сейчас все иначе. «Сельский туризм стал площадкой для диалога с местными жителями. Мы даже микрозаймы выдаем, например, на починку швейной машинки или ремонт трактора», – сказала начальник отдела развития туризма национального парка «Кенозерский» Анастасия Иванова.
Да, по ее словам, население по-прежнему убывает из этих мест, но число желающих остаться явно превалирует. «Создаются мини-фермы, подворья, открываются новые гостевые дома, которые могут либо искать клиентскую базу самостоятельно, либо пользоваться теми ресурсами, которые предлагаем им мы», – заметила эксперт.
Г-жа Иванова также считает важным донести до хозяев гостевых домов то, что они отвечают за безопасность и удобство гостей. «Были случаи, когда туристы, видя дома, где им предстояло жить, просили отправить их в гостиницу или предоставить более комфортные условия. Поэтому мы создали знак качества «Рекомендовано Кенозерским национальным парком», разработав его на основе ГОСТов. Пока такой знак есть только у шести из 27 гостевых домов на территории парка, однако надо понимать, что это долгий и непростой процесс», – рассказала г-жа Иванова.
Владелицы гостевого дома «Русская дача» в городе Южа Ивановской области Ирина и Василина Крюковские объяснили, что нужно сделать, чтобы туристы, напротив, предпочли бы отелю гостевой дом. «Русская печка с лежанкой, тепло изделий ручной работы, возможность подоить козу – это уют, которого не найдешь в гостинице», – уверена Василина, младшая Крюковская, представшая перед гостями конференции в образе Василисы Премудрой и рассказавшая о том, как важен в сельском туризме сказочный бренд и роль анимации в целом.
Екатерина Веллинг, специально для RATA-news
Фото автора
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»