Travelport с 25 октября

На растущем рынке Сочи хватит места всем операторам

В рамках XIV международной ярмарки путешествий MITF-2014 по инициативе Российского союза туриндустрии прошел круглый стол «Модели развития постолимпийского Сочи». В нем приняли участие вице-президент РСТ, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрий Барзыкин, первый заместитель министра курортов и туризма Краснодарского края Сергей Крутько, представители администрации Сочи, руководители гостиничного бизнеса, ведущие туроператоры направлении.

По словам Сергей Крутько, Сочи полностью готов к приему туристов. Их ждут здесь не только новые и модернизированные отели, развитая транспортная инфраструктура, но и не менее сотни различных культурных и событийных мероприятий, в том числе «Акваджаз», «Черноморская регата», «Кинотавр», инвестиционный форум «Сочи». Все это должно помочь загрузить постолимпийский Сочи и добиться к 2016 году потока на уровне 2,8 млн. человек.

Как заметил Юрий Барзыкин, РСТ еще до завершения Олимпиады предложил конкретные меры по развитию Сочи в постолимпийский период. Этим вопросам были посвящены ряд заседаний правления РСТ, профильного Комитета ТПП, различных экспертных советов. Так, в начале мая прошел круглый стол в Торгово-промышленной палате Сочи, посвященный развитию гостиничного комплекса Сочи. В союзе уверены, что будущее города – в использовании его не только как горноклиматического, но и как морского, бальнеологического и лечебного курорта.

Рынок Сочи, по словам вице-президента, переживает сложный период роста, выхода на новый уровень развития. На нем хватит места всем – «старым» и новым операторам и отелям. Однако взаимоотношения между ними еще предстоит выстроить. Если большинство гостиниц и пансионатов «со стажем», уже имеют налаженный контакт с операторами, то новым, недавно построенным, еще надо этому учиться. Действительно, как рассказал директор сочинской компании «Здоровый мир – Сочи» Дмитрий Богданов, представляющий хорошо известные в Сочи и за его пределами санаторий «Знание» и комплекс «Дагомыс», более 80% их клиентов «дают» операторы. Ни «Знание», ни «Дагомыс» на загрузку не жалуются – в среднем за 2013 год она составила 84%. Хороший спрос и в этом году, есть бронирования даже на апрель 2015 года. Дмитрий Богданов уверен, что даже на фоне новых, сетевых, суперсовременных отелей и пансионатов, сочинские «ветераны» вполне конкурентоспособны. «Мы предлагаем качественный лечебный отдых с трехразовым питанием от 900 рублей в день на человека. Фактически, это – лучшая цена не только в России, но и в Европе, учитывая уровень лечения, грязей, процедур», – сказал он. Единственное, чего не хватает сочинским санаториям и пансионатам, это программ обучения персонала и рекламы. «Очень хорошо, что к нам в Сочи идут крупные массовые операторы и новые игроки. Они обязательно найдут свое место. Но если кто-то пока еще ищет его, предлагаю сосредоточиться на нишевом, специализированном продукте, ориентированном на конкретного туриста. А то, что рынок будет расти, я не сомневаюсь», – подытожил Дмитрий Богданов.

Генеральный директор компании «Свой ТТ» Сергей Войтович также уверен в перспективности сочинского рынка. «В Сочи сейчас есть все для нормального отдыха: доступные цены на размещение и перевозку, хорошее транспортное сообщение. Начиная с февраля, мы заключили более 60 договоров со старыми и новыми отелями города. Многие новые объекты уже отлично понимают значение сотрудничества с операторами, предоставляют разумные цены. Мы, например, продаем на лето сетевые международные отели от 1200-1500 рублей в день на человека с завтраком», – заметил Сергей Войтович. Тем не менее, как полагает эксперт, время было упущено: Турция, Испания, Греция акциями раннего бронирования отвлекли на себя значительную часть потенциальных клиентов Сочи. «Сочинский сезон мы почти проспали, успев схватить его уже буквально в последний момент, так что здесь вряд ли стоит ждать каких-то серьезных цифр. Сейчас главное – не прозевать так же и зимний сезон. Я вижу здесь перспективы, так что к августу желательно успеть договориться с отелями о ценах и выставить раннее бронирование», – пояснил он.

Управляющий директор «Тари-тур» Игорь Кузьмин выразил сомнение по поводу столь оптимистичных оценок туристического Сочи. Эксперт полагает, что инфраструктура в городе пока создана наполовину, многие услуги слишком дороги, например, экскурсионные автобусы для туристов, чувствуется большая нехватка гидов, особенно с иностранными языками. Пока, по его мнению, нет оснований для резкого роста числа отдыхающих в Сочи. Во-первых, у курорта появился конкурент в виде Крыма, который наверняка оттянет на себя тысячи отдыхающих, тем более что на полуостров предлагается субсидированная перевозка. Авиакомпании, летающие в Сочи, должны снижать цены, иначе рискуют потерять клиентов. Снижение потока в Сочи усугубляется резким ростом гостиничной базы. На этом фоне, как сказал г-н Кузьмин, Сочи нужны не разовые рекламные акции, а планомерное и постоянное продвижение. Пока операторы фактически своими силами продвигают курорт на западных рынках.

По словам Юрия Барзыкина, стоимость перелета – это системная проблема, которая в ходе Олимпиады решалась на правительственном уровне, а сейчас – за счет субсидирования льготных категорий граждан. РСТ последовательно пытается способствовать транспортной доступности Сочи, учитывая, что сейчас стоимость авиабилета на курорт составляет порой 50-70% от цены всего турпакета. Тем не менее, сейчас для операторов первостепенное значение имеет потенциал растущего сочинского рынка – на нем и надо сосредоточиться. «Да, цены высоки. Но это – плата за выход на рынок, затем их можно будет обсуждать с партнерами более детально», – заметил г-н Барзыкин.

 

Светлана Ставцева, RATA-news