Турпоток в Великий Устюг за 20 лет вырос в сто раз
Почти 300 тыс. туристов посетили Великий Устюг в 2018 году. В 1998 году, накануне старта проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза», город принял 3 тыс. гостей. «Таким образом, за 20 лет турпоток вырос в сто раз», – заявил вчера губернатор Вологодской области Олег Кувшинников на встрече с журналистами, приуроченной к двадцатилетнему юбилею появления на свет «Вотчины Деда Мороза».
Напомним, вотчина официально открылась в Великом Устюге 25 декабря 1999 года. Она расположена в 12 км от города на берегу реки Сухоны. В самом городе работают городская резиденция Деда Мороза и несколько музеев.
По словам г-на Кувшинникова, в дни новогодних праздников город посещают более 8 тыс. человек. Число гостиниц за время реализации проекта выросло с 1 до 40, общий номерной фонд сегодня насчитывает 3 тыс. комнат. С регионом работают 12 туркомпаний.
Всего же за те 20 лет, что существует велиустюжский проект, совокупные частные инвестиции в туристическую инфраструктуру этого небольшого северного города достигли 4 млрд рублей, его посетили почти 3 млн гостей, в том числе иностранцев. «К нам приезжали граждане 30 стран Европы и мира – из Америки, Канады, практически из всех стран Евросоюза. Мы отмечаем у них огромный интерес», – рассказал губернатор. Он напомнил, что Великий Устюг входит в топ-10 малых городов России и занимает первое место среди городов с лучшими условиями для новогоднего и рождественского отдыха.
Сейчас туристы приезжают в Великий Устюг преимущественно на поезде (60%) или на автомобиле (40%). Олег Кувшинников проинформировал журналистов, что к концу 2020 года между Москвой, Санкт-Петербургом и Великим Устюгом будет открыто прямое авиасообщение. «Нам понадобится удлинить взлетно-посадочную полосу, поставить новое навигационное оборудование, а также провести ремонт в аэровокзальном комплексе», – пояснил г-н Кувшинников. Общий объем финансирования, по его словам, составляет почти 985 млн рублей, 758 млн из которых – федеральные средства и 226 млн – региональные.
По окончании всех работ аэропорт Великого Устюга сможет принимать самолеты вместимостью до 100 пассажиров. В планах также открытие международного терминала. Сегодня в Великий Устюг тоже можно добраться самолетом, но только через аэропорт Череповца, откуда совершаются три рейса в неделю. Такой путь выбирают лишь 0,1% туристов.
Олег Кувшинников рассказал, что реконструкция ждет и саму резиденцию Деда Мороза. Сейчас вотчина занимает 43 га, в ней действуют двухэтажный терем Деда Мороза площадью 1,1 тыс. кв. метров, Тропа сказок, зимний сад, зоосад – филиал Московского зоопарка, детский контактный зоопарк, лечебно-оздоровительный комплекс, гостиница, торговые ряды, коттеджный поселок, кафе, каскад прудов, пасека, ледник и кузница. К концу 2020 года возведут новый дворец площадью 3 тыс. кв. метров, внутри которого будет все необходимое для проведения массовых мероприятий. С правительством Москвы, как отметил г-н Кувшинников, достигнута договоренность о строительстве второй очереди филиала столичного зоопарка «Это будет огромный интерактивный зоопарк, где дети и животные будут общаться друг с другом без решеток. Мы уже выделили землю для его развития», – заверил губернатор.
Ниже мы приводим мнения туроператоров проекте «Великий Устюг – родина Деда Мороза» (по алфавиту).
Ирина Астахова, «Ванд»: «Спрос на родину Деда Мороза есть, востребованы туристические поезда – две ночи в пути, день в вотчине. Так доступнее по цене получается. Но в этом году спрашивают с опозданием, сейчас скорее ноябрьские праздники продаются, а новогодние туры начнут брать позже.
В проекте не хватает профессионализма – яркого представления, качественной театрализации. Те же почта и городская резиденция Деда Мороза – это самодеятельность, все своими силами делали. И Терем какой-то пустой по содержанию.
Нужно участие государства, чтобы создать масштабные праздники для привлечения туристов вне сезона, для раскрутки окрестностей и самого Великого Устюга. Ведь это потрясающий купеческий город, с красивой набережной, множеством старинных храмов. Надо продвигать историю купечества, хватит городу сидеть только на бренде «Дед Мороз».
Чтобы в гости к нему захотели поехать не только дети, но и взрослые, надо вкладываться в инфраструктуру – все уже привыкли к хорошему, качественному размещению. Должны быть крепкие «трешки» на базе шведского стола».
Татьяна Муромцева, «Дед Мороз», Великий Устюг: «К середине октября, как обычно, практически все продали. К нам приезжают туристические поезда из многих регионов, чаще туристы задерживаются на одну-две ночи.
На мой взгляд, для развития проекта необходимо быстрее достраивать местный аэропорт и организовать прибытие турпоездов не в Котлас, как сейчас, а в Великий Устюг. В Котласе мы принимаем на каникулы 17 турпоездов и оттуда везем к Деду Морозу.
Операторам надо думать над тем, чем занять туристов в Великом Устюге в другое время года, например, летом. Мы планируем делать круглогодичные лагеря «Планета детства», участвуем в проекте «Живые уроки». В сентябре приняли два рекламных тура, это 40 агентов из разных регионов – с Урала, юга России и т.д.».
«Дельфин», Сергей Ромашкин: «Проект достиг фазы зрелости, на мой взгляд, спрос расти уже не будет. Все, кто хотел туда съездить, уже это сделали. А второй раз поехать в Великий Устюг – идея странная, у нас таких туристов нет, да и клиентская база постепенно вымывается, надо ждать, когда вырастет новое поколение детей подходящего возраста. Посещение Вотчины непрерывно дорожало все последние годы, минимальная стоимость на 2 дня/1 ночь в Великом Устюге – 15 тысяч рублей плюс дорога еще 7-8 тысяч. Это очень дорого по нашим временам.
Мне странно слышать, когда чиновники говорят о дальнейшем росте проекта. Туризм вообще сезонный бизнес, а здесь сезонность в квадрате, то есть 90% посетителей приезжают в новогодние праздники. И летом в гости к Деду Морозу ездить как-то не очень – все дети знают, что он должен спать на Северном полюсе.
Проект хороший, один из моих любимых во внутреннем туризме, это сильнейший бренд, который не удалось скопировать ни одному региону страны. Но пора искать другие возможности, так как дальнейшее нагнетание турпотока только вредит самому проекту. Дети хотят пообщаться с Дедом Морозом, а у них на это не более минуты».
«Детское бюро путешествий», Наталья Ларионова, Екатеринбург: «Вотчине Деда Мороза не хватает свежести, причем, как в интерьерах, так и в программах. Нужно, чтобы проект жил новой жизнью. Терему уже требуется реконструкция. Не хватает и гостиниц, зачастую невысокий уровень питания и обслуживания. К сожалению, никак не решается постоянная проблема с гидами и экскурсоводами, в первую очередь, мало опытных профессиональных специалистов.
В прошлом году ставили на Великий Устюг два поезда, в этом тоже два состава взяли, но они не целиком наши. На сегодня продано пять-шесть вагонов, это порядка 300 мест. Пока идем вровень с прошлым годом, еще два с лишним месяца впереди, с ноября народ активизируется.
А вообще за последние годы продажи сократились примерно в два раза – бывало, мы по четыре поезда полностью сами собирали. Рынок проседает, уже не растет, поэтому нужны новые прорывные идеи».
«Интел тур», Наталья Москвина, Вологда: «Проблема проекта – в его сезонности, Вотчина Деда Мороза не работает почти год, а потом начинается новогодний завал. Из-за этого страдает качество продукта, уровень обслуживания. Надо развивать инфраструктуру, но не хватает инвестиций и бизнесменов, готовых на большие вложения с длительным сроком окупаемости.
Другая проблема – автобусы. В период новогодних каникул в Великий Устюг из Вологды забирают практически все автобусы, становится сложно найти транспорт для приема туристов, ведь к нам тоже едут туристические поезда, и на один поезд нужно 12 автобусов. Много нареканий и по гидам для групповых туров, здесь тоже снижается качество обслуживания – люди хотят праздника для детей, а гид по бумажке читает. Многие уезжают разочарованные. Конечно, проект надо продвигать, чтобы туристы и летом к нам приезжали.
Сейчас туры в Вотчину к Деду Морозу уже потихоньку продаются, хотя и не так активно, как год назад. Но постепенно все распродадим».
Наталья Панферова, RATA-news