Интурмаркет с 1 октября

На новогодние каникулы в Подмосковье туристы выбирают не даты, а цены

Подмосковные отели, дома отдыха и санатории на новогодние каникулы традиционно предлагают праздничные программы. По словам отельеров, спрос хороший. «Уже сейчас можно говорить о 55-60% загрузки, но продажи активно идут. Мы рассчитываем, что достигнем запланированных показателей загрузки на эти праздники», – рассказал RATA-news руководитель коммерческого департамента сети отелей Amaks Hotels & Resorts Оганес Ханамирян. В сеть входят курорт «Новая Истра» и санаторный комплекс «Красная Пахра». Цены на размещение в праздники выросли примерно на 10%. «Это практически уровень прошлого года. Такая же ситуация и в среднем по рынку», – пояснил собеседник.


Генеральный директор управляющей компании «Ателика» Алексей Высоканов говорит о загрузке в 85% на встречу Нового года и 72% – на остальные дни каникул. «Продажи идут, каждый день дает прибавление. В итоге планируем выйти на 95% и 80-90% соответственно», – сказал он RATA-news. Рост тарифов эксперт оценивает в 5-10%: «У всех отелей свой подход к этому вопросу, многие перешли на динамическое ценообразование. Но скачка цен нет точно».

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, спрос в последние годы смещается с высоких новогодних дат на рождественские. Основные заезды приходятся на 2-3 января.

В объектах управляющей компании «Ателика», напротив, самыми востребованными называют новогодние даты. «Судя по разговорам с коллегами-отельерами, в отличие от прошлых лет, на этот раз хорошо продаются два-три дня встречи Нового года, а рождество и каникулы идут слабее», – сказал Алексей Высоканов. Возможно, полагает он, дело в погоде – если новогодний заезд предполагает именно празднование, то в каникулы люди едут кататься на лыжах, гулять по лесу, а снега пока нет и непонятно, появится ли. Придумать, чем заниматься за городом в такую погоду, гораздо сложнее. Однако, по словам г-на Высоканова, скорее всего, дело в цене: в этом году новогодние заезды оказались дешевле рождественских праздников.

С ним согласна коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. По ее словам, традиционно цены на рождественские даты ниже новогодних, поэтому уже несколько лет они были больше востребованы, а Новый год люди встречали дома. Отели решили, что высокий спрос на рождество и каникулы сохранится и в нынешнем сезоне, и повысили на них цены, одновременно понизив на не слишком популярные новогодние заезды. Но туристы выбрали не даты, а цены.

«В итоге чаша весов качнулась в сторону более выгодных новогодних, заездов. Показательно, что в этом году у нас гораздо больше бронирований новогодних программ с банкетами и ужинами. Похоже, отправляясь на «недорогой» Новый год в отель, люди решили освободиться от хлопот и немалых трат, которые уходят на домашний праздник», – размышляет Оксана Булах. И это, по словам собеседницы, не единственная особенность нынешнего новогоднего сезона в Подмосковье: «Если в 2018 году продажи закончились уже в ноябре, то в этом они в середине декабря только начались. И сейчас мы видим рост относительно прошлого года примерно на 10%. Но есть еще немало свободных мест в объектах самого разного уровня».

По словам Оганеса Ханамиряна, Amaks примерно половину номерного фонда санаториев и курортов продает через партнеров, остальное – напрямую. Алексей Высоканов говорит, что в Подмосковье основная часть номерного фонда продается напрямую. Туроператоры подтверждают, что их составляющая в продажах подмосковных здравниц, в том числе, на новогодние праздники, в последние годы сильно сузилась.

«Подмосковье перестает быть туроператорским продуктом. Оно как бы вымывается из нашего ассортимента», – сказала RATA-news заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Елена Савченко. Туроператорам стало неудобно работать с подмосковными средствами размещения, потому что те сами активно выходят на потребителей, предлагают скидки и бонусные карты. К тому же есть много разного рода купонных сервисов, которые массированно привлекают туристов.

«В такой ситуации думаешь, стоит ли тратить силы на клиента, который к тебе из этого отеля все равно уже не вернется. Массово мы продаем только парк-отель «Солнечный» в Солнечногорске. Там настоящий all inclusive, аналогичный сочинскому «Прометею», хорошее качество и адекватные цены. Вообще по Подмосковью предпочитаем работать с корпоративными группами. Это гораздо перспективнее», – пояснила г-жа Савченко.


Директор компании «Соцздрав» Татьяна Попова также считает, что подмосковные отели и здравницы стали для туроператоров не партнерами, а конкурентами. Они напрямую предлагают клиентам цены ниже, чем турфирмам. Кроме того, по ее словам, постепенно снижается спрос на праздничные новогодние программы с анимацией. «У нас есть продажи подмосковных здравниц, но они невелики. Гораздо лучше идут сейчас 2-3-дневные экскурсионные программы. Тем более что в этом году большие проблемы со снегом, Подмосковье выглядит не так романтично, как хотелось бы», – заметила г-жа Попова. Еще один минус Подмосковья – высокие цены, которые в праздничные дни просто взлетают до небес. За такие деньги, полагает собеседница, можно отправиться и в Европу, и в более теплые края.

Действительно, есть такие примеры. Отель «Фореста Фестиваль парк» с огромной территорией, спа-комплексом, трехразовым питанием или all inclusive предлагает заезд на 31 декабря – 2 января (3 ночи) с новогодним банкетом и развлекательной программой за 74 тыс. рублей на человека. Те же дни в спортивном комплексе «Сорочаны» со специальной развлекательной программой, дискотекой и ночным катанием обойдутся в 70 тыс. рублей. «Гелиопарк Лесной» с программой и банкетом стоит чуть более 50 тыс. на человека, парк-отель «Воздвиженское» – от 53 тыс. рублей.


«Подмосковье никогда не было дешевым, особенно на Новый год», – соглашается Елена Савченко. Но сейчас здесь, по ее словам, огромный выбор самых разных вариантов – от очень дорогих до умеренных и бюджетных. Например, курорт «Красная Пахра» на 31 декабря – 2 января (2 ночи) с банкетом стоит 38 тыс. на человека, такой же отдых «Ателика Липки» 2* с бассейном и all inclusive предлагает всего за 13,5 тыс. на человека.

Подмосковье, по словам Сергея Ромашкина, сильно выигрывает за счет дороги. «Фактически доставка в большинство отелей и санаториев бесплатная, люди едут на своем автомобиле. Уже за счет этого продукт оказывается дешевле не только зарубежных направлений на Новый год, но и, например, Сочи», – пояснил он RATA-news. Некоторые отели, особенно востребованные, как, например, парк-отель «Солнечный», на Новый год уже проданы.

Эксперт также уверен, что конкуренция туроператоров и подмосковных здравниц – не приговор. «Да, мы продаем отели и санатории практически по их же ценам. Наш доход по Подмосковью снизился: из комиссии в 15% от отеля мы отдаем 10% агентствам, себе оставляем только 5%. Грустно, конечно, но это новые реалии рынка. Правда, им можно противостоять», – сказал он RATA-news.

Важно, как полагает г-н Ромашкин, понимать, чем конкретно туроператор может быть полезен туристу. Люди готовы платить за удобство: например, до самих здравниц, как правило, не дозвониться, а в «Дельфине» время дозвона не превышает 15 секунд «Но, главное, в отличие от самих отелей, у туроператора большой ассортимент, всегда можно выбрать что-то более интересное и подходящее конкретному человеку. Мы также даем рассрочки по платежу. За неделю до заезда отель у нас может еще быть не оплачен туристом. Сами отели на такое не идут», – пояснил собеседник.

«Дельфин» также начисляет бонус. Причем, если отель дает их туристу только за посещение «себя» и довольно ревниво реагирует на поездки в другие отели, то оператор может начислять их «по совокупности» разных средств размещения. Туроператор держит блок мест, соответственно тур у него можно приобрести и тогда, когда в самом отеле места уже закончились. Благодаря этим нехитрым мерам, по словам г-на Ромашкина, рост продаж по Подмосковью в его компании составляет 20%.

Светлана Ставцева, RATA-news