fox-express.ru

Олег Продан погиб в Арктике

В ночь с 18 на 19 апреля 2016 г. в районе острова Белый (Карское море, Ямало-ненецкий автономный округ) потерпел катастрофу вертолет Robinson. На его борту было три человека – директор национального парка «Онежское Поморье» Олег Продан, командир воздушного судна, генеральный директор компании «Мириталь» Алексей Фролов и штурман, гендиректор компании «ММС» Михаил Фарих.

Это была очередная экспедиция по поиску следов пропавшей в 1914 году шхуны капитана Георгия Брусилова «Святая Анна». Восемь человек на трех легких вертолетах 18 апреля вылетели из Москвы. В последний раз они выходили на связь с пресс-службой национального парка «Онежское Поморье» в тот же день в 16 часов. Сообщили, что благополучно приземлились в Амдерме (поселок за Полярным кругом) и готовятся вылететь дальше по маршруту на остров Белый.

По информации МЧС, при подлете к острову Белый, ухудшились метеоусловия. Один вертолет ушел на разведку местности, два других благополучно приземлились в поселке Саббета. В дальнейшем связь с вертолетом, улетевшим на разведку, была утеряна. Позднее, по сработавшему аварийному маяку он был найден, все находившиеся на борту члены команды погибли в результате жесткой посадки.

* * *

С Олегом Проданом мы были знакомы 16 лет. И если смерть бывает правильной, то Олег ее нашел. Он и не мог уйти по-другому. Почетный полярник России, совершил 1500 прыжков с парашютом, умел управлять вертолетом. Не представлял себе существование без Арктики. На его счету десятки экспедиций – научных, экологических, орнитологических, парашютных, поисковых, и всегда экстремальных. Да и познакомились-то мы на Северном полюсе.

Любая его идея, любой проект были на грани возможного. В 2002 году вместе с супругой Мариной они начали строить гостиницу. Но не на южном курорте, а вдали от цивилизации, на практически не освоенном берегу Белого моря, в 40 километрах от Соловецких островов. В эту затею никто, кроме них, не верил, даже инвесторы сомневались, хоть и дали денег.

Строили почти шесть лет, обеспечив работой жителей ближайшей деревни Летняя Золотица и тщательно следуя главному принципу – на нанести вреда природе. И открыли весной 2008 года гостиницу, которая в условиях крайнего севера может существовать автономно от навигации до навигации. Очень скоро «Летняя Золотица» вошла в десятку лучших загородных отелей России по оценке журнала «Форбс».

Это Олег Продан придумал возить туристов на льды Белого моря, чтобы вживую пообщаться с бельками – новорожденными тюленями. Тоже невероятный проект: туристы находятся на льдине площадью примерно с километр и толщиной около метра, под ней – 350 метров беломорской воды, а до ближайшего берега километров 50-70. Это естественная среда обитания диких морских животных – гренландских тюленей, которые приходят туда, чтобы произвести потомство. И туристы могут погладить, обнять, сфотографироваться с крошечным бельком. Специально для организации таких туров Олег открыл компанию «Живая природа», это был его вклад в борьбу против массового истребления бельков. Первая такая поездка состоялась в марте 2007 года. А с февраля 2009-го в России введен полный запрет на охоту на бельков и взрослых особей гренландского тюленя.

И, конечно, в 2013 году Олег, не раздумывая, стал первым директором национального парка «Онежское Поморье». Он так любил эту северную землю, так стремился сохранить ее хрупкую природу.

Олег всегда находил партнеров, которые поддерживали его проекты. Да и невозможно было не заразиться его энтузиазмом, когда он рассказывал об очередной идее. Тем более что все они возникали не на пустом места и имели четкую цель. Разгадать тайну «Святой Анны» – пропавшей шхуны, на которой в 1912 году отправился в экспедицию по Северному морскому пути Георгий Брусилов, Олег стремился давно. Хотел найти следы корабля, понять что же случилось с судном и командой. Ну казалось бы – немыслимо, о шхуне ничего не известно с 1914 года, какие там следы? Но Олег собрал единомышленников, организовал и возглавил экспедицию, которая в 2010 году отправилась на Землю Франца-Иосифа. И они нашли! Останки человека, личные вещи, снаряжение и даже дневник машиниста «Святой Анны».

Конечно, этот успех вдохновил Олега на продолжение поисков, в 2010-2013 годы он организовал еще несколько экспедиций. Документальный фильм «По следам двух капитанов», который снял об этом клуб «Живая природа», получил множество наград.

Незадолго до трагического полета, выступая в Северодвинске перед учениками Морской кадетской школы им. адмирала Котова, Олег Продан сказал: «Если мы не успеем разгадать тайну «Святой Анны», надеюсь, что вы продолжите начатое нами дело».

Как будто предчувствовал.

Вот интервью с Олегом Проданом про «Летнюю Золотицу».

Вот здесь – про поездку к белькам.

Вот документальный фильм «По следам двух капитанов».

Посмотрите – и вы поймете, что это за человек.

Настоящий. Надежный. Сильный. Неугомонный. И очень скромный.

Он не мог уйти по-другому.

Но почему же так рано? Ему не было и 55.

Олег, спасибо, что ты был с нами в этой жизни.

Самые глубокие соболезнования Марине Пацай, родным и близким Олега и его товарищей.

Светлая память.

 

Ирина Тюрина