Тревелпорт

Дмитрий Арутюнов: «У нас нет сильного оттока агентств, даже пришли новые, поскольку еще важнее стал фактор доверия»

«Арт-Тур» – одна из самых известных на российском рынке компаний, работающих в сегменте премиум. Ее гендиректор Дмитрий Арутюнов рассказал RATA-news, как россияне в пандемию заново открыли для себя ОАЭ и Мальдивы, какими рисками для туроператоров чреват закон о реестре турагентств и почему он пока не готов активно продавать отдых в России.


- Закрытие Турции и Танзании затронуло вашу компанию?

- Да, у нас было большое число броней в отелях, предоплаченных по раннему бронированию. По таким акциям скидки могут составлять до 20-25% даже в очень дорогих отелях Турции, которые таким образом привлекают инвестиции в низкий сезон. Правда, чем дороже отель и больше на него спрос, тем скромнее будут скидки. К счастью, основной поток в Турцию и Танзанию у нас планировался на майские праздники, так что практически никто из наших клиентов не застрял в этих странах. Сейчас мы предлагаем им перенос на другие даты или замену направления из всех разрешенных. В основном, выбирают ОАЭ и Мальдивы.

- Как вы оцениваете это решение правительства?

- Судя по информации турагентов, из Сочи люди привозят ковид не реже, чем из Турции. При этом в Турции много просторных курортов с большой территорией, где туристы могут не пересекаться друг с другом. А Сочи, в основном, скученный отдых в пределах городской черты. И люди проводят большую часть времени не на территории отелей, а за их пределами. Поэтому я считаю, что сильно опасаться за наших отдыхающих в Турции не совсем правильно с точки зрения борьбы за здоровье. Коронавирус можно привезти и из других регионов России или стран, которые остаются открытыми. К тому же, неправильно запрещать выезд вакцинированным и переболевшим россиянам, которых уже не мало.

- Что происходит со спросом на другие направления после закрытия Турции и Танзании? Вероятно, уже заметен рост цен на размещение и перевозку?

- Именно так. В основном дорожает «воздух», заметен и дефицит номерного фонда, особенно в хороших четверках-пятерках.

- В Эмиратах и на Мальдивах еще остались какие-то места для тех, кто не попал в Турцию?

- Спрос на этих направлениях и без того был очень большой, а сейчас цены еще и повышаются в связи с закрытием Турции. За первые три месяца года мы продали столько же туров в Эмираты, сколько за весь 2019-й, с учетом продаж на майские праздники. Понятно, что это связано с ограниченностью выбора, но есть и очень хороший фактор – мы получили новых клиентов. Были люди, которые раньше игнорировали и Мальдивы, и Эмираты. Кто-то говорил, что на Мальдивах скучно и нечего делать. Кто-то считал, что в Эмиратах неинтересная новая архитектура и предпочитал старую добрую Европу. Но жизнь сложилась так, что выбор ограничен, пришлось поехать, и мы получили много новых возвратных клиентов. Люди не ожидали, что им понравится. Многие раньше боялись долгого перелета на Мальдивы, а сейчас поняли, что это не проблема. У нас есть клиенты, которые за полгода уже по несколько раз съездили на Мальдивы и в Дубай.

Вскоре нас всех ждет другая проблема: когда откроются европейские рынки, у них тоже будет эффект отложенного спроса. Люди ринутся путешествовать, и нынешний повышенный спрос трудно будет уместить в те квоты, которые получит наш рынок. У нас так было, когда после полугодового карантина открылись Эмираты и Мальдивы, и мы получили взрывной рост интереса к этим направлениям. Поэтому сейчас хорошее время поехать. Да, цены выше за счет перелета, но можно выбирать из множества специальных предложений, да и наземка пока не сильно подорожала, поскольку нет спроса из Европы.

- Что сейчас происходит в ОАЭ? Все ли эмираты открылись для туристов?

- Открыты шесть из семи, Абу-Даби пока закрыт. Точнее, туда можно въехать, но со свежим ПЦР-тестом и обязательным 10-дневным карантином либо перед этим нужно 10 дней прожить в Дубае и потом сдать тест. Туристов это не привлекает. Остальные шесть эмиратов получают прекрасную загрузку, особенно Дубай, который наиболее раскручен. Ограничения там минимальны – тест по прилету и необходимость носить маски во время передвижений по городу.

В Дубае открываются новые отели с разнообразными изюминками для клиентов. Например, на крыше Address Beach Resort на Джумейре расположен самый высокий панорамный инфинити-бассейн в мире. Он выше аналогичного в сингапурском Marina Sands Bay, открывается шикарная панорама всего Дубая, от колеса обозрения Ain Dubai и Пальмового острова, включая отели Atlantis, The Palm и новый, еще не открытый The Royal Atlantis, до башен Burj Al Arab и Burj Khalifa. Новая смотровая площадка The View at The Palm открылась в строящемся небоскребе Palm Tower на острове The Palm Jumeirah. Площадка расположена на высоте 240 метров над землей, на 52 этаже здания. Туристы впервые смогут увидеть впечатляющие реальные очертания Пальмового острова – ствол, крону, ветви. Раньше это все можно было увидеть только с самолета.

В целом на майские в Эмиратах гарантированно хорошая погода и прекрасное купание, еще не так жарко. На том же Пальмовом острове постоянный приятный бриз, за счет того, что он на 5 км вдается в залив от природного берега. И очень много спецпредложений, потому что конец сезона. Начиная с 15 мая цены становятся еще лучше, уже стало больше перевозки, так как авиакомпания flydubai полетела не только из Москвы, но и еще трех городов. «Уральские авиалинии» поставили рейсы из пяти городов, включая Москву.

Да и ситуация с ковидом в ОАЭ контролируемая – там давно начали прививать людей, почти все сотрудники нашего дубайского офиса уже получили вакцину. Некоторые отели объявили, что весь персонал будет привит – от горничных и официантов до генеральных менеджеров.

- Что будете продавать летом?

- Лето считается в Эмиратах низким сезоном, но из-за ограниченности выбора спрос растет. Да и спецпредложений уже много. В этом году «Арт-Тур» совместно с отелями цепочки Jumeirah предлагает уникальную акцию – кэшбэк за ОАЭ! За каждые 5 ночей бронирования в этих отелях наши агенты смогут получить возврат от $50 до $150. При этом $1 с каждой забронированной ночи в рамках этой акции мы перечислим в фонд помощи больным детям «Подари жизнь».

Мальдивы сегодня также круглогодичное направление, уверен, они тоже будут прекрасно продаваться. С Турцией пока непонятно. Думаю все же, что какую-то часть сезона она отработает. Откроется Греция – у нас тоже есть там интересы. Сейчас стараемся бронировать направление только после 14 мая, когда будет уже гарантированная возможность въезжать без карантина. Правда, тут есть нюанс. Как мне объяснил греческий консул, визы Греция будет выдавать шенгенские, но по факту – национальные, находиться по ним можно будет только на территории Греции. Оформлять визы обещают за два дня за исключением случаев, когда потребуются дополнительные исследования через общую компьютерную систему шенгенских стран. В этом случае ждать придется неделю.

- Откроют ли, по вашему мнению, Турцию 1 июня?

- Очень хочется верить, но это будет зависеть от многих факторов, в том числе и геополитика, думаю, будет иметь значение. Но все-таки надеюсь, что здравый смысл восторжествует. У нас многие живут в холодном климате и хотят хотя бы раз в год вывезти детей к солнышку за небольшие деньги. Турция тут, конечно, вне конкуренции.

- Что вы думаете о новой стратегии офиса по туризму Мальдив, предполагающей продвижение на российском рынке, помимо традиционных люксовых резортов, относительно недорогих вариантов размещения – дайв-отелей, гестхаусов и круизных лодок?

- Нашего рынка это, мягко говоря, не касается. При стоимости перелета порядка тысячи долларов туда-обратно смешно об этом рассуждать. Я был на выставке «Дайв шоу» в Сокольниках, там на стенде мальдивского офиса по туризму предлагали отели для дайверов. Да, понырять там хорошо. Но основной спрос, который архипелаг формирует, будем откровенны, все-таки находится в сегменте лакшери. И не потому что там нет дешевых отелей – мы предлагаем, к примеру, недорогой Equator Village на юге архипелага. Там хороший дайвинг, это специальная гостиница для дайверов. Но спрос на такого рода размещение очень маленький. Люди, для которых определяющий момент – цена, выберут другое направление, где они за эти деньги получат гораздо больше.

Если говорить о мальдивских гестхаусах и недорогих отелях в столице – Мале, я бы рекомендовал забыть про них всем, кто работает в туризме. Есть шутка: бог создал Мальдивские острова по подобию рая, но, чтобы люди ценили этот рай больше, рядом с атоллами он создал Мале как подобие ада. Скученный маленький город, вечно пахнущий рыбой. Те, кто там бывал, потом своими островами еще больше впечатляются. В Мале делать нечего.

Что касается лодок, многих на них укачивает, причем люди могут даже не знать этого заранее. И когда человек уже на лодке, непонятно, что делать. Суденышки небольшие, если кого-то укачивает, другим пассажирам некомфортно. Многие отели имеют собственные лодки и предлагают нам их продавать, те же Four Seasons или Soneva. Но, как показывает практика, эти корабли не пользуются такой бешеной популярностью, как курорты. Плюс многие летят туда с детьми, а выходить на лодке в океан с детьми дошкольного возраста не совсем безопасно.

- Многие ваши коллеги в условиях ограничения выезда взялись за внутренний туризм. Вы работаете с российскими направлениями?

- Мы начали работать с Россией, активно продвигали Формулу-1 в Сочи, так как являемся партнерами нескольких Гран-при – в Сингапуре, Абу-Даби, куда ездит та же публика. Есть клиенты на рыбалку в Астрахани, на Алтай или Камчатку. Массовые курорты Черного моря не продаем и вряд ли будем. Мы попробовали, и после этого я снимаю шляпу перед всеми, кто занимается Россией. Моей жене, которая забронировала санаторий в Пятигорске, на ресепшн тут же предложили бронировать у них в следующий раз напрямую со скидкой. И это общепринятый, увы, подход. На наших направлениях мы работаем за комиссию, клиент может всегда это перепроверить – чаще всего напрямую получится дороже, чем у нас. Это здоровая экономика, мы оптовики, у нас цены дешевле. А тут люди пытаются в розницу продать по оптовым ценам. Я не вижу перспектив, пока этот подход не изменится. Редкие исключения – сетевые гостиницы, которые готовы работать на комиссионных началах. А сервис – тема отдельного разговора.

Но мы следим за ситуацией. Я вижу будущее наших продаж российского продукта в нише экологического, приключенческого туризма. Экспедиции – Байкал, Алтай, Камчатка, а не просто лежание пластом на берегу Черного моря.

- Туроператоры-массовики говорят о сокращении агентской сети из-за пандемии на 30-40%. Есть ли потери среди ваших партнеров?

- У нас нет сильного оттока агентств, даже пришли новые, поскольку еще важнее стал фактор доверия. Не все наши коллеги во время кризиса адекватно себя повели. К нам приходят многие турагентства, которые говорят: раньше с вами не работали, а сейчас хотим. У нас приличная репутация – мы всем всё платим и никому ничего не должны. Даже в ситуации, когда в прошлое воскресенье самолет «Уральских авиалиний» вместо Дубая приземлился в Рас-эль-Хайме, ни копейки с туристов не взяли за более долгий и дорогой трансфер. Стараемся не гнаться за сиюминутной прибылью. Агентства увидели, что сейчас это важно.

Вторая причина – богатые клиенты не особо пострадали от кризиса, поэтому и загружены дорогие отели на Мальдивах. В Waldorf-Astoria, к примеру, номер без еды стоит $2-2,5 тыс. в сутки. Из сотни номеров три четверти заполнены русскими. Плюс очевидный тренд после ковида – люди дольше живут на отдыхе. Раньше было 10-11 ночей, а сейчас две недели. Зимой по 2-3 месяца жили. Таким образом они избавляют себя от необходимости сдавать каждый раз тесты. Те, кто раньше мог себе позволить ездить каждый месяц, сейчас предпочитает выехать один раз, но на подольше.

Вообще, я бы сказал, сбылась мечта Маши З., которая в прошлом году говорила, что туризм должен быть привилегией богатых. Подорожали перелеты сильно, за рубеж – в три раза на некоторых направлениях. Раньше перелет на Мальдивы можно было найти за 25 тыс., сейчас – за 55-60 минимум. Эмираты у flydubai стоили 18 тыс. сейчас 50-60 тыс. Понятно, что после праздников будет дешевле, и новые рейсы появляются. А пока Emirates придумала надбавку на майские – за бизнес-класс плюс тысяча евро, бизнес+ – плюс 3 тысячи, первый класс – плюс 5 тысяч евро. И мест уже нет, хотя летает Airbus-380. Но сейчас он один, а раньше было три рейса в день только у Emirates.

- Как вы относитесь к закону о реестре турагентств, который недавно приняла Госдума?

- Закон актуален с точки зрения защиты клиента, а вот туроператор в случае исчезновения агентства с деньгами ничем не защищен. Сейчас мы не несем ответственности за возврат денег, пока не пришла полная оплата, а с января, когда заработает реестр, мы будем полностью отвечать перед клиентом за действия нашего агента. Даже если он решит забрать деньги и сбежать.

- Такие случаи бывают?

- Не больше 1%, но случается. У нас долгие годы широко обсуждалась тема надежности туроператоров на фоне банкротств «Капитала», «Южного Креста» и многих других. А сейчас, по-моему, важнее тема надежности турагентств. Если партнеры, например, авиакомпании возвращают нам деньги, мы не тянем и сразу переводим их в агентства. Бывало, клиент знает, что мы являемся его туроператором, приходит с претензией: почему не возвращаете деньги. Мы говорим: вернули еще в октябре. А турист их не получил. То есть некоторые турагентства с этими деньгами играют, у них проблемы с обороткой. Это не очень приятная тема. Естественно, с теми, кто в этом замечен, мы постараемся не работать. Либо так – клиенты съездили, если у них нет претензий, мы получаем от агентства все закрывающие документы и отдаем комиссию. С документами, кстати, тоже проблема, за некоторыми приходится с нарочным бегать, чтобы их получить.

Но могу сказать, что агенты, которые работают в сегменте лакшери, и пострадали меньше, и более профессиональны, не допускают больших рисков. А вот тем, кто продает пакетные горящие туры за 300 долларов и имеет с них 7% комиссии, этих денег не хватает даже на содержание офиса и зарплату бухгалтера.

- Все наладится в итоге?

- Я оптимист по жизни и согласен с царем Соломоном и нашим президентом, которые говорят, что «всё проходит, и это пройдет».

Ирина Сафронова, специально для RATA-news