Тревелпорт

Страны Европы пользуются повышенным спросом у россиян

Проблемные страны еврозоны должны быть благодарны российским туристам. В минувшем летнем сезоне турпоток в обремененные долгами Испанию и на Кипр вырос почти на 50%, тогда как на самом массовом направлении, турецком, он увеличился лишь на 7%. В начавшемся зимнем сезоне на фоне проседающего пока Египта отдых в Европе по-прежнему пользуется повышенным спросом, утверждают розничные продавцы туруслуг.

Характерной особенностью минувшего летнего туристического сезона стала возросшая активность лишь в августе-сентябре, свидетельствует собранная «Ъ» статистика по разным странам. Так, турпоток в Турцию, главную российскую здравницу, еще в мае демонстрировал отрицательную динамику (на 5%, до 499,3 тыс. человек), в июне – нулевой прирост (613,2 тыс.). В июле был уже зафиксирован рост на 5%, до 615,5 тыс. человек, в августе – на 10%, до 646,3 тыс., а в сентябре – на 13%, до 578,3 тыс. человек.

На других ключевых пляжных направлениях всплеск спроса также пришелся преимущественно на бархатный сезон. Наиболее показательны тут Черногория и Хорватия. Из-за климатических особенностей Адриатики высокий сезон в этих двух странах ограничен всего двумя месяцами – июлем и августом. Год назад в Черногории был настоящий бум: в июле 2011-го число россиян, побывавших на ее побережье, увеличилось на 99%, до 74,7 тыс. человек, в августе 2011-го – на 73%, до 86,3 тыс. В этом году былой ажиотажный спрос не повторился: в минувшем июле турпоток вообще упал на 29%, до 52,8 тыс. человек, а в августе вырос лишь на 3%, до 88,8 тыс. Зато в сентябре прирост составил уже 22%, до 43,9 тыс. человек.

Соседняя Хорватия в прошлом году в высокий сезон показывала скромный прирост на 10%, однако в этом году также зафиксировала снижение турпотока на 1%, до 52,3 тыс., в июле и прирост на 6%, до 53,9 тыс., в августе. В сентябре же турпоток увеличился на 22%, до 29,9 тыс. человек.

Минувший сезон также свидетельствует, что сложившаяся к 2011 году иерархия, когда главным летним направлением является Турция, за ней с большим отставанием следует Египет, а за ним – опять же с отставанием – другие страны, уже вряд ли когда-нибудь восстановится. Спрос на отдых в Египте был серьезно подорван в прошлом году, когда следствием «арабской весны» стал введенный российскими властями фактический запрет на продажу организованных туров на египетские курорты в феврале-марте 2011 года. Второе лето подряд это направление конкурирует за российских туристов с Испанией и Грецией. В этом году к ним добавилась еще и Болгария. Пока очевидно явное преимущество Испании: по итогам летнего сезона она является вторым по популярности после Турции направлением.

Для одной из проблемных страны еврозоны турпоток из России становится важным подспорьем для экономики. В общем числе отдыхающих в Испании россияне пока занимают лишь около 3%, но именно российский турпоток демонстрирует самые высокие темпы роста. За июнь-сентябрь он увеличился, по данным местного Института исследований туризма, на 44%, до 797,8 тыс. человек. Для сравнения: аналогичный прирост ключевых для Испании немецкого и французских рынков за тот же период составил соответственно 4%, до 4,4 млн человек, и 9%, до 4,5 млн.

Другой проблемной страной еврозоны, в которой в июне-сентябре был зафиксирован максимальный рост турпотока из России, стал Кипр. Число посетивших этот остров россиян выросло на 48%, до 315,9 тыс. человек. Причем на Кипре туристы из России по своему количеству уступают только гражданам Великобритании (550,3 тыс., снижение на 5% к июню-сентябрю 2011 года), а по средним расходам на человека в день (€105,7 в августе) входят вместе со швейцарцами (€118,5) и бельгийцами (€114,4) в тройку лидеров.

В стартовавшем в ноябре зимнем сезоне спрос на Европу по-прежнему растет, следует из данных сети турагентств «Интурист Магазин Путешествий» (более 270 собственных и работающих по франчайзингу офисов). На конце октября число проданных туров на ноябрь-декабрь 2012 года и январь 2013-го в европейские страны выросло на 35% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (сравнивается сопоставимое количество офисов сейчас и год назад). Зато количество реализованных туров в Египет пока на 6% меньше, чем год назад, в Таиланд – на 2%, а в ОАЭ и вовсе на 24%. Гендиректор «Интурист Магазин путешествий» Сергей Толчин уточняет, что основной рост продаж приходится на всю ту же Испанию (+83%), Италию (+73%) и Финляндию (+72%).

Доступная за осень статистика пока зафиксировала неожиданный провал интереса к Бали – направлению, пользующемуся наибольшей популярностью как раз зимой. По данным министерства Индонезии, число россиян, посетивших эту страну в сентябре, снизилось сразу на 74%, до 1,2 тыс. человек. (Коммерсантъ)