Власти обязали системы бронирования билетов перенести серверы в Россию
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее системы бронирования авиабилетов на внутренние рейсы перенести в Россию серверы с персональными данными пассажиров. Копия постановления есть у РБК, информацию о его подписании подтвердил федеральный чиновник.
Речь идет об иностранных системах бронирования авиабилетов, которыми пользуется большинство российских авиакомпаний. Среди них – американские Sabre (пользуются авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия») и Navitair («Победа»), испанская Amadeus (обслуживает S7), а также швейцарская SITA (работает с региональным перевозчиком «Якутия»). Российскими системами бронирования пользуются Utair («Сирена-Трэвел») и «Азимут» (работает с Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной «Ростехом» и аэропортом Внуково).
Требование о переносе серверов распространяется и на GDS, то есть коснется продажи билетов туристическим агентствам и через агрегаторы. Перенос серверов должен произойти не позднее 31 октября 2021 года, говорится в документе.
Сейчас через системы бронирования иностранные спецслужбы теоретически могут узнавать информацию о передвижениях россиян, в том числе чиновников и военнослужащих, объяснил источник РБК, близкий к правительству. В постановлении указывается, что требования о переносе серверов в Россию нужны в том числе для того, чтобы обеспечить суверенитет страны при выполнении внутренних перелетов, безопасность и конфиденциальность персональных данных пассажиров. Меры нужны и для противодействия «актам незаконного вмешательства» в области обеспечения транспортной безопасности, говорится в документе.
В июне прошлого года в системе SITA произошел глобальный сбой, что привело к проблемам с регистрацией пассажиров S7 в «Домодедово» и задержкам рейсов перевозчика. Через месяц глава Росавиации Александр Нерадько призвал в связи с этим инцидентом ускорить переход авиакомпаний на отечественный софт. Однако осенью стало известно, что авиакомпания с такими методами не согласна: гендиректор S7 Владимир Объедков в обращении к Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) утверждал, что «миграция» серверов может остановить работу перевозчиков.
Чтобы перенести серверы, западным компаниям могут потребоваться сотни миллионов долларов, оценил директор по экономике и финансам компании ТАИС, разработчика НСБ, и совладелец Biletix Александр Сизинцев. «Архитектура глобальных иностранных систем не позволяет разделять базы данных. Они сделаны как единый центр по обработке заказов авиакомпаний со всего мира, и продублировать локальную версию системы может быть достаточно затратно», – говорит эксперт.
Несмотря на то что постановление касается авиакомпаний, пользующихся иностранными системами, нововведение отрицательно повлияет на всю отрасль, считает президент Utair Павел Пермяков. «Utair использует отечественную систему бронирования. Но политика по переносу серверов в Россию отрицательно влияет на развитие конкуренции и доступности перелетов для россиян. Это приведет к росту цен, в итоге оплачивать перенос данных в Россию будут пассажиры», – уверен топ-менеджер.
Учитывая, что авиационная отрасль в целом находится на грани операционной убыточности, сейчас любой рост расходов критичен, добавляет заместитель директора группы корпоративных рейтингов рейтингового агентства АКРА Александр Гущин.
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»