Пегас с 18 октября

Туроператоры распрощались с демпингом?

Одна из особенностей нынешнего летнего сезона – довольно высокие цены на пляжный отдых. Причем, весь июнь Турция и Тунис в рублевом эквиваленте стоят практически столько же, сколько и европейские страны, прежде всего, Греция, Испания и Кипр, хотя доллар сейчас почти на 10 рублей дешевле евро. Так, стандартный недельный тур в популярный отель 4* в Турции и даже традиционно недорогом Тунисе стоит примерно 50 тыс. рублей на двоих, аналогичный вариант на Крите – от 45-50 тыс. рублей. Не намного дороже предлагаются и курортные отели Италии, что, по мнению экспертов, связано с недавним землетрясением в стране и падением спроса. Стоимость туров в Хорватию чуть выше этой планки, в Болгарию, наоборот, ниже.

Как сказал RATA-news директор сети агентств ST Club Олег Виноградов, Турция в этом году подорожала неадекватно: «Рост цен по сравнению с прошлым годом составил минимум 25-30%, к тому же с конца апреля доллар вырос на 10-13%, соответственно отдых в Турции в этом сезоне "кусается"». Правда, по словам г-на Виноградова, страна все равно очень востребована: «В нашей компании Турция продается лучше других направлений. Если в прошлом году мы почти каждый день фиксировали заявки на Грецию, то сейчас их очень немного». Эксперт связывает слабые продажи по Греции размытостью самого продукта. «Греции слишком много на рынке, ее предлагают уже все операторы, но как-то «на скорую руку», продукт не структурирован, туристы пока плохо в нем ориентируются. А, может быть, людей пугает кризис в этой стране и непредсказуемая ситуация с евро», – сказал Олег Виноградов.

«Да, получается, что в этом году Европа фактически дешевле Турции. Хотя реально подорожали все направления, включая даже Египет, в основном за счет перевозки. Сейчас билет в бизнес-класс на рейс в Турцию стоит $800, а раньше такие цены предлагались в Доминикану. Многие чартерные рейсы этим летом идут по цене регулярных», – рассказала RATA-news заместитель генерального директора компании «АСК-тур» Ульяна Курынкина. «Авиабилеты сейчас действительно недешевые, – соглашается генеральный директор компании «ВИП Сервис» Дмитрий Горин. – На это есть две причины. Во-первых, ежегодное подорожание. Возможно, несколько больше обычного, так как никому не хочется «гореть», как в прошлом году. Во-вторых, повышение валютного курса».

Генеральный директор «Магазина путешествий» Александр Преображенский считает нынешнее подорожание основных пляжных направлений не критичным: «По-моему, все в рамках ожиданий. У нас 80% – постоянные клиенты, спрос хороший, подорожания они не заметили. Июнь вообще оказался удачным: народ съездил на Евро-2012 и еще в августе планирует отдохнуть». Единственное, что, по словам г-на Преображенского, нарушает идиллию, это скачки курса валют: «Люди нервничают, приходится убеждать их, что отдых в августе лучше бронировать сейчас, чтобы потом не переплачивать. Конечно, никто не застрахован оттого, что потом, в случае повышения курса, туроператоры не попросят доплатить. Особенно этим грешат компании второго эшелона».

В агентствах отмечают неплохую глубину продаж, хотя она могла бы быть и лучше. «Туристы разделились на две категории. Кто-то, опасаясь очередного падения рубля, торопится заплатить сейчас за сентябрь-октябрь. Кто-то, наоборот, выжидает, когда рубль откатится назад, к прежней отметке», – пояснил Олег Виноградов. Тем не менее, в целом, сезон стартовал удачно.

С туроператорской «колокольни» лето пока видится в более тревожных тонах. Прошлый сезон был провальным, из-за избытка перевозки туры уходили по демпинговым ценам, так что на этот раз туроператоры подстраховались, поставили оптимальные емкости, что позволяет продавать туры за разумные деньги. «Тон сезону задали крупнейшие туроператоры, выставив оптимальные цены. В итоге до 80% предложений сейчас продается по реальной рыночной стоимости, особенно, Хорватия. Даже «полыхающая» Греция не уходит за бесценок. Спецпредложения есть, но они не превышают пока 10-20% от общего объема и появляются, как и должно быть, лишь накануне вылетов», – пояснил Дмитрий Горин.

Однако на сезон действует немало факторов, над которыми операторы не властны. «Экономическая и политическая ситуация в стране и мире не располагает к благодушию. Все очень быстро меняется. Резкая девальвация рубля, сразу на 15%, потом его быстрое восстановление. Непонятно, что будет в Европе. Конец июня вообще не самое простое для продаж время: те, кто хотел отдохнуть за небольшие деньги, уже съездили, а до августа, пика сезона, еще далеко», – описал ситуацию генеральный директор компании «Асент Тревел» Евгений Судьбин. Он не решился назвать июнь полностью успешным, но месяц, по его словам, прошел явно выше той минимальной планки, которую «Асент» для себя наметил в начале сезона. По прогнозам, лето должно пройти на прошлогоднем уровне. «Сейчас ситуация лучше, хотя элементы прошлогоднего «дежавю» присутствуют – перевозки многовато. Думаю, в конце июня будет серьезная корректировка, так что на сезон я смотрю с умеренным оптимизмом», – сказал г-н Судьбин.

Генеральный директор компании «Лабиринт» Татьяна Зотова также считает, что сезон вполне соответствует ожиданиям. «Все направления продаются неплохо, в том числе и Египет. Хороший спрос на Грецию, Хорватию, Испанию, Болгарию. На мой взгляд, цены туристов не пугают, да они почти и не выросли на этих направлениях», – заметила она. Татьяна Ванд, напротив, отмечает серьезный спад продаж: «По сравнению с бумом раннего бронирования, который дал рост в 30% по отношению к прошлому году, май после праздников и июнь продаются очень вяло. Плохо идут Греция, Италия, еще хуже Таиланд, Марокко. Благополучнее выглядят Хорватия, в основном за счет апартаментов, а также Франция и Мальта».

По ее словам, сезону уже пора бы «раскочегариться», и непонятно, почему этого не происходит. Есть спецпредложения от отелей, но эффект от них невелик. Возможно, дело все-таки в избытке перевозки по всем основным пляжным направлениям. «Рейсов по-прежнему много, горят и европейские направления, и экзотика. Думаю, операторы сейчас начнут снимать рейсы. Первая ласточка – сокращение рейсов TUI на Майорку, которая в последнее время продавалась дешевле континентальной Испании», – заметила Татьяна Ванд.

По ее словам, среди основных факторов, осложняющих в этом сезоне работу московских операторов, – более активный, чем прежде, уход туристов в интернет и обилие прямых рейсов на курорты, прежде всего, Турции из регионов, что привело к серьезному оттоку клиентов. «Не исключено также, что покупательная пассивность туристов как-то связана с политико-экономической ситуацией в стране, – говорит Татьяна Ванд. – Мы внимательно анализируем другие отрасли и видим, что потребительская активность россиян в последнее время сильно упала. Динамика продаж довольно слабая не только в туризме».

 

Светлана Ставцева, RATA-news