Пегас с 18 октября

После катастрофы самолета «Когалымавиа» авиакомпании избегают пролета над Северным Синаем

Самолет Airbus A321 «Когалымавиа» (торговая марка Metrojet), выполнявший 31 октября рейс 9268 из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение. Через 23 минуты после вылета связь с ним была потеряна. В этот момент самолет был в 60 км от города Нахль на территории Северного Синая, где вооруженные силы Египта проводят антитеррористические операции. Позднее его обломки обнаружили в 100 км от к югу от административного центра Северного Синая города Эль-Ариш. На борту находились 224 человека, включая 25 детей и семь членов экипажа. Выживших в этой авиакатастрофе нет. Она стала крупнейшей в истории современной России.



 

1 ноября в стране был объявлен траур. Создана государственная комиссия во главе с министром транспорта России Максимом Соколовым. Главы МЧС России, Минтранса, Росавиации, МАК и СК РФ вылетели в Египет.

По словам главы Росавиации Александра Нерадько, самолет разрушился уже в воздухе, тем не менее о причинах трагедии говорить рано. На месте крушения найдены «черные ящики». Египетские власти и российский Минтранс опровергли причастность террористов к авиакатастрофе. Большинству независимых экспертов эта версия также представляется маловероятной, а заявление о причастности к этому «Исламского государства» – пиар-акцией.

Вероятнее всего, крушение самолета «Когалымавиа» имеет технические причины, хотя воздушное судно не был старым, а оба пилота – опытные специалисты с хорошим налетом часов именно на этом типе бортов. Хотя в прессе мелькают сообщения, что в последние недели экипаж самолета жаловался на проблемы в работе двигателей. Вылетев из Шарм-эль-Шейха, командир «Когалымавиа» докладывал о технической неисправности и делал запрос об изменении маршрута и посадке именно в аэропорту Эль-Ариш. На месте падения пассажиры обнаружены на своих местах пристегнутыми ремнями безопасности. Правда, команда авиационных техников, проверявших А321 перед вылетом из Египта, заявляет, что самолет был в отличном состоянии.

СК РФ начал следственные действия в отношении и авиакомпании, и туроператора Brisco – основного партнера «Когалымавиа». С этим перевозчиком сотрудничают и другие операторы, но, как выяснилось, в упавшем самолете были только клиенты Brisco.

Уже в день катастрофы начались аннулировать туров Brisco в Египет и другие страны. Практически все крупные агентские сети подтвердили отказы от туров, но пока их немного: у кого-то единицы, у кого-то – 10-20. О решении туроператора по этому поводу читайте следующий материал этого номера.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, на рынке возможно «шоковое» торможения спроса, которое обычно бывает после терактов, авиакатастроф и других происшествий с человеческими жертвами: «Продолжается такое снижение обычно недели две, потом постепенно в сознании людей укладывается, что такое случается не каждый день, и спрос постепенно восстанавливается».

Ространснадзор выдал «Когалымавиа» инспекционное предписание «о недопуске к эксплуатации воздушных судов А321 до оценки факторов причин авиапроисшествия». Как говорится в документе, авиакомпания должна оценить все риски, провести оперативные профилактические мероприятия и принять решение об использовании воздушных судов, обеспечив приемлемый уровень безопасности полетов. Предписание должно быть исполнено к концу дня 2 ноября.

Ведомство и авиаперевозчик по-разному трактуют это предписание. Оксана Головина, представитель холдинга TH&C, в который входят и «Когалымавиа», и Brisco, пояснила RATA-news, что речь идет о поочередном выводе из эксплуатации самолетов для инспекции их технического состояния. Если будут обнаружены какие-либо проблемы, то до их устранения борт в небо не поднимется. Самолеты будут выводится поэтапно, исходя из возможностей графика полетов. Оксана Головина уточнила, что до трагедии в небе Египта авиакомпания эксплуатировала всего пять самолетов, и все они А321. Сейчас осталось четыре воздушных судна, три из которых будут представлены для инспекции сегодня, в понедельник, поскольку это позволяет расписание рейсов.

Ространснадзор же настаивает, что выданное предписание запрещает авиакомпании поднимать в воздух самолеты А321 до тех пор, пока не будут проведены корректирующие мероприятия. Учитывая, что воздушный парк «Когалымавиа» состоит только из А321, это означает остановку перевозчика и полетных программ Brisco. А значит должны быть назначена другая авиакомпания, которая возьмет на себя обязательства по перевозке пассажиров «Когалымавиа». На этот счет существует специальное постановление правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1177. Этим документом утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета авиакомпаниям, на рейсах которых будут летать пассажиры перевозчика с приостановленным сертификатом эксплуатанта. Однако никаких сообщений авиавластей о назначении «заместителя» не было.

Ответственность перед третьими лицами «Когалымавиа» и сам самолет были застрахованы в «Ингосстрахе». Выплаты компенсаций начнутся после процедуры оформления страхового случая и будут проводиться в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки. Предполагается, что страховая компания заплатить по 2 млн. рублей за каждого пассажира.

До выяснения причин катастрофы российского самолета многие международные перевозчики решили изменить маршруты своих полетов через Египет. Временно избегать пролета над территорией Синая будут авиакомпании Air France-KLM, Lufthansa, Emirates, а также «Аэрофлот». Согласно данным сервиса FlightRadar24, российские чартерные перевозчики также изменили привычный маршрут следования. Теперь самолеты следуют вдоль береговой линии через Суэц и далее по традиционному маршруту, таким образом избегая движения над Северным Синаем.

Российский союз туриндустрии и редакция RATA-news приносят родным и близким погибших глубокие соболезнования. Скорбим вместе с вами.