Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Законопроект о реестре турагентств требует более глубокого обсуждения с участниками рынка

08:27, 2 декабря 2019

Законопроект, определяющий порядок формирования реестра турагентов, уже готов. По прогнозам экспертов IV Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов, который проходил в Сочи, он попадет в Госдуму уже в декабре, а весной будет принят. Туристическая розница лояльна к инициативе, в то время как туроператоры опасаются, как бы она не обернулась для рынка дополнительной нагрузкой. Участники конгресса полагают, что законопроект требует более подробного обсуждения с турбизнесом.

О создании реестра турагентов впервые громко было заявлено на Госсовете в Крыму в 2015 году. Президент РФ анонсировал инструмент, который призван сделать отрасль более прозрачной и более профессиональной. Буквально через месяц, в сентябре 2015 года, было оформлено поручение. С тех пор процесс слегка застопорился, но после того как туристическая отрасль перешла от Минкульта к Минэку, начались активные действия.

Реестр будет обязательным, федеральным и бесплатным. Данные об агентствах будут заносить туроператоры, с которыми они работают. По словам генерального директора «Сети магазинов горящих путевок» Сергея Агафонова, создание реестра не ломает порядок взаимоотношений, сложившийся между туроператором и турагентом. «Зато он позволит сделать отношения между сторонами прозрачными, в том числе и для туриста. Потребитель будет сразу видеть, есть ли у турагента договор с тем туроператором, который вписан в туристическую путевку», – пояснил он. Комментируя итоги агентской сессии на конгрессе, г-н Агафонов уточнил, что турагенты поддержали реестр в том формате, в котором он сейчас обсуждается в Минэке.

Реестр турагентств станет своеобразным дополнением к единому федеральному реестру туроператоров. Реестровая запись будет обязательным условием для внесения записей в систему «Электронная путевка», а работа агентства вне реестра – административным нарушением.

«Турагент не имеет права продавать турпродукт, если он не включён в федеральный реестр, и сведения о его полномочиях туроператором не подтверждены. Такое ограничение правоспособности предусмотрено в законе. Турагент может иметь субагентов, важно только, чтобы их полномочия верифицировались туроператором», – пояснил учредитель юридического агентства «Персона Грата», омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма в Москве Георгий Мохов.

Предполагается, что в дальнейшем по QR-коду на договоре с туристом можно будет проверить наличие всех звеньев в цепочке формирования турпродукта. В эту систему встраиваются все посредники – центры бронирования и центры расчетов.

«Да, несмотря на то, что в федеральный реестр турагентов данные будет заносить туроператор, он может в рамках договорных отношений дать возможность участвовать в этом процессе и сетевым объединениям, – уточнил RATA-news г-н Агафонов. – Если сетевая управляющая компания даст права доступа своим субагентам, то они тоже получат возможность работать. Туроператор работает с кем-то напрямую или через центры бронирования. В такой ситуации синхронизация отношений даст большую защиту потребителю, потому что он может на любой стадии заключения договора проверить статус бронирования и предоплаты».

Среди непроработанных моментов законопроекта эксперты называют невозможность актуализации сведений о компаниях. «Момент расторжения отношений и прекращения деятельности тоже нужно отслеживать. Туроператор, который заносит сведения об агенте, должен получить и возможность исключения турагента из реестра», – рассуждает генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин. В противном случае, если какое-то турагентство прекратило работу, а в системе это не отражено, возникает лазейка для злоупотреблений.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин предостерег аудиторию: «Никто не против реестра, но мы не хотим, чтобы это было ещё одним бременем для рынка. Не стоит позволять законодателю заставлять компании нести ответственность за то, что от нас не зависит». Например, согласно законопроекту, если туроператор внесет некорректные данные о турагентстве либо сделает это с нарушением установленного законодательством порядка, его ждет штраф до 300 тысяч рублей.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно