Тревелпорт

Качество российских автобусов не идет ни в какое сравнение с зарубежными

«Группа ГАЗ» отреагировала на возражение Российского союза туриндустрии против повышения ставки ввозной таможенной пошлины на автобусы дальнего следования экологического класса 4 или выше с 0 до 20% от таможенной стоимости. Инициаторы соответствующего обращения в Минэкономразвития утверждают, что эта мера позволит привлечь инвестиции и модернизировать производство отечественных автобусов, так как российские предприятия уже освоили производство машин экологического класса 4. В качестве примера приводятся компании ОАО «ГолАЗ», ОАО «НефАЗ», ООО «Скания-Питер» и другие.

В минувшую пятницу «Группа ГАЗ» распространила информацию, что выпускаемые ее заводами туристические автобусы «соответствует всем мировым требованиям комфорта, безопасности и качества. Компания выпускает технику четко в соответствии с пожеланиями потребителей и стандартами туристической отрасли. Так, автобус большого класса ГолАЗ-5291 «Круиз» идеально подходит как для туристических, так и для междугородних маршрутов большой протяженности… В базовую комплектацию автобуса включены: двойной стеклопакет, системы климат- и круиз-контроля, бортовой компьютер, цифровой тахограф, электронная система управления подвеской с функцией подъема и опускания кузова для преодоления сложных участков дороги, индивидуальные сервис-блоки для пассажиров, элекрообогрев передней двери и боковых стекол, электропневматический привод управления КПП (джойстик), ремни безопасности.

Цены на российские и импортные автобусы при равном уровне качества сближаются, но фактическое отсутствие ввозной таможенной пошлины на импортные автобусы не дает российским автобусам возможность конкурировать на равных условиях: российские производители оплачивают таможенные пошлины при импорте комплектующих для производства конечной продукции, что отражается на стоимости их продукции. Установление на 20-процентном уровне таможенной ставки для импортных автобусов позволит увеличить объем таможенных сборов, а также даст возможность российским производителям провести модернизацию производства и на равных условиях конкурировать с зарубежными производителями. Российская автобусная отрасль способна полностью удовлетворить требования отечественной туриндустрии и готова и впредь совершенствовать свои продукты в соответствии с пожеланиями заказчика».

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин проанализировал сайты вышеуказанных производителей, пытаясь разобраться, какие же туристические автобусы выпускает «Группа ГАЗ». И получил любопытную информацию.

«ГолАЗ» (Голицинский автобусный завод) предлагает единственную модель туристического автобуса – ГолАЗ-5291 «Круиз» стоимостью более 4 млн. рублей. Однако в характеристиках этого машины указано, что ее норма экологической безопасности соответствует Евро 3. Хотя и в обращении в Минэкономразвития, и в информации, распространенной «Группой ГАЗ», этот автобус приводится в качестве примера российской машины класса Евро 4.

На сайте «НефАЗ» (Нефтекамский автозавод) есть информация о трех модификациях туристических автобусов. По поводу одного из них, стоимостью около 4 млн. рублей, написано, что его норма экологической безопасности соответствует Евро 3, а вовсе не Евро 4, как утверждает «Группа ГАЗ». В описании двух других машин этот показатель вообще не упоминается.

И лишь российская «Скания-Питер» сообщает на своем сайте, что при заказе автобуса можно выбрать двигатель нормы Евро 4 и даже Евро 5. Стоит такой автобус около 9 млн. рублей.

Мы решили, что объективную оценку упомянутых автобусов с точки зрения цены и качества могут дать только практики, то есть транспортные компании, которые, вероятно, используют эти машина на своих маршрутах. Вот что, например, рассказала RATA-news, генеральный директор транспортной компании «Вестлайн» Елена Матвеева: «Насколько мне известно, «ГолАЗ» свои «Круизы» выпускает только под заказ и для междугородных переездов на внутреннем рынке. Качество не идет ни в какое сравнение с зарубежными машинами. То же касается и «НефАЗа». Их автобусы берут спортивные команды, например, футбольные, для корпоративного использования. Мы эти машины не покупаем и ни для междугородних, ни, тем более, для международных перевозок не используем. Что касается питерской «Скании», то примерно столько же – 200-220 тысяч евро – стоит автобус MAN немецкой сборки. А немецкая сборка – это, знаете ли, не российская. Но даже если автобус собран на заводе в Турции, он однозначно лучше собранного в России».

А вот мнение Владимира Барсова, генерального директора компании «Сатурн-тревел», выполняющей рейсовые и туристические междугородние и международные перевозки: «Голазовский «Круиз» – ужасный автобус, я готов сказать это в глаза производителю. «НефАЗ»? Берут их единицы, в основном, бюджетные организации, футбольные клубы второго-третьего эшелона. Как делают эти отечественные автобусы? Покупают шасси, которые уже не использует Scania или еще какой-нибудь зарубежный производитель, и навешивают на него российский кузов. Цена абсолютно не соответствует качеству. За пять-шесть лет кузов приходит в полную негодность. А мы на импортных автобусах даже 2002-2003 года ходим в Европу, выглядят они очень прилично, достойные машины. А что касается «Скании-Питер», я считаю, что автобусы у них, в основном, городские, не трассовые».

Руководитель Автобусной комиссии РСТ и генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева опасается, что повышение таможенной пошлины на импортные автобусы может постепенно привести к удорожанию низкобюджетных туров, под которые они, в основном, используются. «Мы на автобусах возим по России – Москва, Золотое кольцо, Кавказ – Крым, зимой горнолыжников на Домбай. Из Москвы организуем автобусные туры за рубеж – в Германию, Италию, Францию, – говорит г-жа Санаева. – Подобные предложения есть и у других операторов-автобусников – «Интерс», «Кругозор» и т.д. Стоимость таких программ 290-300 евро в неделю, едут, в основном, жители регионов и детские группы. На эти дальние рейсы ни в коем случае нельзя ставить даже более качественные китайские автобусы, не говоря уже о российских».

Напомним, что постановлением правительства РФ «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», вступило в силу 12 января 2009 г. Согласно этому документу в отношении автобусов с двигателем не ниже Евро-4 и со сроком эксплуатации не более 5 лет ставка таможенной пошлины составляет 0%. Речь идет об автобусах габаритной длиной не менее 11,5 м, имеющие не менее 41 посадочного места, включая водителя, объем багажного отсека не менее 5 м3 и предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров и их багажа. Для автобусов класса ниже Евро-4 и не старше 5 лет таможенный тариф сохранен на уровне 25%. На автобусы со сроком эксплуатации более 5 лет пошлина составляет 3 евро за 1 куб. см.

Стремление «Группы ГАЗ» вернуть таможенную пошлину, чтобы автобусы зарубежного производства стали еще дороже, вполне понятно. Но, может быть, действительно попробовать конкурировать качеством?

 

Ирина Тюрина, RATA-news