«Булгария»: эпилог
Вот и дождались. Вот и опубликованы выводы государственной комиссии по крушению теплохода «Булгария». Я опасался, что все пойдет по худшему сценарию, что из случившегося не будут сделаны правильные выводы, а только проверками все и закончится. Но пошло не по худшему. А по наихудшему!
Вместо компетентных независимых экспертов первую скрипку сыграли прокуроры. Масла в огонь полили первые лица страны, которые задолго до того, как разобрались с причиной трагедии, начали требовать: «Наказать всех по самому широкому кругу». Было бы сказано – и машина закрутилась. Оттолкнулись оттого, что все, все виноваты по определению!!! Пресса заулюлюкала, и кто только не полез в телевизор. «Все теплоходы старше 25 лет. Они вот-вот все развалятся и потонут». И так далее по кругу. Насколько я помню, не было не одного объективного анализа, ни одного выступления серьезного специалиста, только прокуроры и политики. Да и не мог никто из серьезных специалистов до подъема теплохода сказать что-то конкретное.
И вот подняли. Основной вывод – неверные действия экипажа (пресловутый человеческий фактор) и стечение обстоятельств.
Круизный рынок, который и без того еле-еле сводит концы с концами, работая на грани рентабельности, в разгар навигации рухнул на 30-40%. Что это значит? А то, что уже сейчас круизным компаниям нечем платить за причаливание, экскурсионные программы, зарплату, наконец. Но это пока цветочки. На носу осень и зима. Это время отстоя теплоходов, когда судовладельцы не зарабатывают, а тратят. Платят за стоянку, ремонт всех систем и агрегатов (техника действительно старая, вкладывать в содержание нужно много), модернизацию кают, зарплату экипажу, налоги и т.д., и т.п. А у кого-то подошел срок подъема на слип и, как следствие, частичной и полной замены корпуса. Но денег-то не заработали.
Как и предполагалось, вместе с водой ребенка все-таки выплеснули. Пассажирский флот страны, обладающей самыми большими водными ресурсами, образно выражаясь, готов уйти на дно вслед за «Булгарией».
Какой, на мой взгляд, вариант развития событий был бы приемлемым? После крушения нужно было бы срочно собрать специалистов и независимых экспертов в комиссии, которые в минимально короткий срок дали бы оценку каждому судну. До выводов комиссии не делать громких заявлений и не «кошмарить» ни судовладельцев, ни туристов. Вместо этого однотипный с «Булгарией» теплоход «Алабин» просто выкинули с рынка, а на судовладельца завели уголовное дело. А поступить надо было бы с точностью до наоборот. Михаил Киселев – один из немногих, кто сохранил для нас пассажирский флот. Теплоход капитально отремонтирован, заменен корпус, модернизированы каюты. Так в Кремль его, и орден на грудь «За заслуги перед отечеством», и сказать на всю страну: «Вот же есть люди, которые болеют за флот, вкладывают свои деньги, время и душу. А с «Булгарией» разберемся объективно и накажем не «по самому широкому кругу», а в соответствии с законом». И не побежали бы люди сдавать путевки, и закончилась бы навигация нормально, и за зиму спокойно еще раз проверили бы каждое судно по полной программе, и выдали бы разрешительные документы, которые соответствовали бы реальному положению дел. Ведь в результате непродуманных, необъективных заявлений все суда (кроме одного неугодного и одного непригодного), по-прежнему, ходят в рейсы, но с минимальной загрузкой.
Что будет с пассажирским флотом и с круизным туризмом в России? Ответа от официальных властей так и нет.
Михаил Сегал, коммерческий директор группы компаний «Самараинтур»
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»