Travelport с 25 октября

Илья Иткин: «Следующее лето для выездного туризма будет на порядок лучше, чем прошедшее»

Прошедшим летом самыми продаваемыми направлениями у туроператора PAC Group, который традиционно ассоциировался с Италией и морскими круизами, стали Мальдивы, Турция и Эмираты. Генеральный директор Илья Иткин рассказал RATA-news, как ему удалось перестроить работу компании, чтобы пережить пандемию, и когда российских туристов вновь пустят в Европу и на зарубежные круизные лайнеры.


- До пандемии вы специализировались на турах в Европу и морских круизах. Что продаете сейчас?

- Да, эти направления были нашими флагманами. Но на протяжении последних 10 лет мы последовательно развивали индивидуальный департамент под брендом PAC Premium, постепенно добавляя к европейскому продукту страны Ближнего Востока, Америки, Юго-Восточной Азии, формируя пул сильных экспертов. В 2019 году этот сегмент занимал в структуре наших продаж 25%, а в департаменте FIT работало более 50 специалистов.

Параллельно с 2010 года мы развивали PAC World – b2b-систему онлайн-бронирования туруслуг по всему миру. Считаю, что на сегодня это одна из самых сильных b2b-платформ. Система позволяет агентам создавать на ее базе туры любой сложности.

В результате к связанному с пандемией кризису мы подошли диверсифицированным многопрофильным туроператором с акцентом на продажу премиального продукта, передовой онлайн-платформой, широкой базой проверенных поставщиков и сильными FIT специалистами.

В условиях изменившегося рынка быстро скорректировали нашу бизнес-модель. FIT направления перешли, по сути, в разряд стратегических, на которые стали работать все ресурсы компании. Нам удалось сохранить ценные кадры и всю структуру, в том числе филиальную сеть PAC Group, которая насчитывает 20 представительств в России плюс офисы в Казахстане, Белоруссии и на Украине. Благодаря этому все вновь открывавшиеся направления получали мощную поддержку.

- И какие финансовые результаты такой трансформации? Удалось заработать?

- По итогам летнего сезона 2021 года в топ-5 направлений по объему продаж вошли Мальдивы, Турция, ОАЭ, Греция и Россия. Сравнивая показатели по этим странам за 2021 и 2019 годы, мы зафиксировали многократный рост продаж. С одной стороны, понятно, что спрос фокусируется вокруг открытых стран, но и конкуренция выросла в разы.

Самого уникального результата мы достигли по Мальдивам – десятикратный рост по сравнению с летом 2019. До кризиса это было крепкое направление в когорте наших индивидуальных стран. Но 2021 год стал золотым для Мальдивских островов.

Естественно, ничего не бывает просто так. Мы вовремя усилили наш состав профессионалами, заключили прямые контракты, получили хорошие условия по перевозке. Останавливаться на достигнутом не будем, ставим перед собой амбициозные планы по этому направлению.

Турцию мы тоже переосмыслили: сделали ставку на отели высокой категории, регулярную перевозку «Аэрофлота» и Turkish Airlines, договорились о партнерстве с Azur Air, получив разлетку из разных городов. Эта стратегия сработала, мы смогли вырасти по сравнению с летом 2019 в 3,5 раза. Уверен, это только начало нашего пути на направлении: в планах усиление позиций, мы намерены занять нишу премиального турецкого рынка.

Лето было успешным для нас и по ОАЭ: мы смогли превзойти свои показатели за аналогичный период 2019 года в два раза. Наши партнеры в это стране отмечают, что PAC показывает очень хорошую динамику, но, уверен, мы можем больше, и предстоящая зима это докажет.

Более чем на 50% вырос за лето объем наших продаж Греции. Несмотря на смазанное начало сезона, вторая половина лета была довольно успешна. Мы сделали ставку на отели 5* и регулярную перевозку – и не прогадали, продукт пользовался стабильным спросом. Летом 2022 года продолжим усиливать свои позиции.

- Когда россияне смогут отправиться в морские круизы на лайнерах зарубежных компаний?

- Наш партнер компания MSC Cruises возобновила круизы для европейских рынков еще в августе 2020 года. Минувшим летом около десятка лайнеров MSC ходили по Средиземноморью и Атлантике. К сожалению, европейские маршруты пока закрыты для наших сограждан.

Но 28 ноября стартуют зимние круизы MSC из Дубая, и они доступны для россиян, привитых вакциной «Спутник V». Флагманский лайнер MSC Virtuosa отправится по Персидскому заливу с заходами в Дубай, Абу-Даби, Сир-Бани-Яс и Доху (Катар).

Сейчас у нас действует акция «Делим цены пополам», когда второй пассажир в каюте путешествует бесплатно, сохранены условия «легкого» бронирования – предоплата составляет всего €50 и есть возможность за 15 дней до начала круиза перенести его без штрафов на другие даты.

- Любителей круизов не останавливают антиковидные меры?

- Мне кажется, туристы уже привыкли к тестам, маскам и ограничениям, воспринимают их с пониманием. Для MSC безопасность пассажиров всегда была на первом месте, поэтому разработанный протокол безопасности максимально их защищает. В него входят тестирование в портах посадки, ношение масок на борту в общественных зонах, дезинфекция всех помещений лайнера, особая система вентиляции в каютах, разделение потоков пассажиров и так далее. Туристы готовы ехать на таких условиях, вопрос только – пускают тебя или нет. В круизы по Персидскому заливу пускают, но только с прививкой. Какими будут протоколы на Средиземном море в 2022 году, мы пока не знаем.

- Как вы думаете, будет ли Италия пускать россиян с прививкой «Спутником V», как это сделала, например, Венгрия?

- Пока мы видим, что Италия, несмотря на теплые отношения с Россией, не готова действовать отдельно от ЕС. Премьер-министр страны Марио Драги много лет возглавлял европейский Центробанк и выступает за единые стандарты. При этом в стране многие за открытие границ для русских. От отсутствия наших туристов страдает не только туриндустрия – россияне занимают второе место после китайских туристов по объему покупок. Но напомню, что мы возобновили авиасообщение с Италией, и как только ЕС признает «Спутник V», россияне смогут посещать Италию. Сейчас в страну можно въехать с бизнес-целями, ждем ее открытия для туристов.

- Каков ваш прогноз – когда восстановится международный туризм?

- Склоняюсь к мнению, что Европа откроется для россиян ближе к весне. Сейчас же есть все предпосылки, что зимний сезон станет лучше прошлогоднего: больше стран открыто, больше рейсов выполняется, люди хотят путешествовать, даже готовы вакцинироваться, чтобы свободнее передвигаться по миру.

Мы фиксируем большой спрос на вакцинные туры. Туристы, которые едут за прививкой в Хорватию и Сербию, потом бронируют горнолыжные курорты Австрии, Франции и Швейцарии, эти страны пускают с туристическими целями всех, кто вакцинирован препаратами, одобренными EMA (European Medicines Agency). Правда, Австрия с 22 ноября ввела общенациональный локдаун, но пока говорят, что он он продлится максимум до 13 декабря.

Конечно, мы надеемся, что к весне придем с другим уровнем коллективного иммунитета и будет решен вопрос взаимного признания вакцин. Если путешествовать можно будет только с прививкой, люди их сделают. Поэтому мой прогноз оптимистичен: следующее лето для выездного туризма будет лучше, чем прошедшее.

- Вы верите в то, что после пандемии классический турагентский бизнес уйдет в онлайн, а сами агентства станут консультантами?

- Уже ясно, что много агентств в ходе этого кризиса заморозили или прикрыли свой бизнес. Но оставшиеся вернутся к классической бизнес-модели. Не верю, что все продолжат работать исключительно на дому, мир отчасти или полностью в офисы. За время пандемии произошло серьезное смещение в онлайн не только в туризме, но и, например, в сфере ритейла. Но это не значит, что закрылись традиционные супермаркеты. Понятно, что агентству с одним сотрудником офис не нужен. Но компании из 5-10 человек не обойтись без общего офисного пространства. А вот клиентам не нужно будет ездить в офис: получить консультации можно по телефону, просмотреть информацию по интернету, оплатить картой.

- А как будут развиваться отношения между туроператорами и турагентами? Все чаще мы видим, что туроператоры напрямую выходят к потребителю.

- Остаюсь при своем мнении: агентства – важный участник туристического рынка. Главное, грамотно выстроить дистрибуцию. Хороший пример – морские круизы. Они продаются только через агентства. И обойти эту цепочку нельзя. Туроператор сам не сможет продать столько, сколько реализует его дистрибьюторская сеть. Ни один массовый туроператор не заполнит самолеты без поддержки агентов. Поэтому, скорее всего, не будет полной смены модели, но произойдет ее изменение. Агентств станет меньше, они будут укрупняться. Аналогичная ситуация и в туроператорском сегменте – одни укрупняются, другие уходят в прямые продажи, переходят в агентский формат или в узкие ниши.

- Насколько во время пандемии вы расширили работу с внутренним продуктом?

- За последний год наши продажи туров по России выросли в два раза, направление вошло в топ-5 по объему. Но стратегически более значимый для нас сегмент – въездной туризм. Напомню, в 1990 году PAC начинал как компания по приему иностранных туристов. Тогда возили группы итальянцев, сейчас готовы принимать граждан разных стран. Продукт сформирован, подготовлено много интересных программы, есть сильные специалисты и необходимые ресурсы, ждем восстановления турпотока и включаемся в работу. С введением электронных виз у въездного туризма появятся хорошие перспективы. Интерес к России был всегда, а вынужденная ковидная пауза реализует отложенный спрос.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news