Интурмаркет с 1 октября

Крупные операторы выходят на Черную Африку

До недавнего времени со странами, расположенными к югу от пустыни Сахара, работали преимущественно нишевые операторы либо мультипрофильные компании, специализирующиеся на индивидуальных турах и экзотике. В этом году продавать Черную Африку стали и те, кого принято относить к операторам массовых направлений. На африканском рынке сегодня играют «Астравел», «Планета Солнца», «Волмар-сафарис», «Мама Африка», «Килиманджаро», «Ванд Интернэшнл Тур», «Содис», «Миракль», «Нева». Несколько лет назад начали работу «Русский экспресс» и «Лабиринт», недавно «КМП групп», Startravel и Coral travel.

Нишевые операторы, стоявшие у истоков рынка, отлично знают направление и немало сделали для его продвижения. Их продукт, как правило, эксклюзивен, клиентура постоянна, но продажи невелики, хотя по отдельным, не самым раскрученным странам, они и могут быть в числе лидеров. Крупные компании работают с самыми популярными странами - ЮАР, Кения и Танзания. Здесь они опережают своих нишевых коллег. «Сильная агентская сеть и большие объемы позволяют им предлагать привлекательные пакетные цены, что, конечно, дает преимущество. С этой точки зрения у серьезных мультипрофильных операторов есть возможность подвинуть нишевых игроков. Удачно съездивший, например, в Израиль клиент, пожелавший теперь отправиться на Занзибар, предпочтет обратиться в свое агентство», – считает руководитель направления Африка компании «Астравел» Елена Позднякова. Заметим, «Астравелу» 70% продаж по Африке приносят агентства и только 30% – индивидуальные клиенты.

«Астравел» – один из крупнейших операторов направления и старожил рынка. Однако в последнее время продавать Африку стали и другие мультипрофильные туроператоры, а те, кто начал работать по ней несколько лет назад, посчитали необходимым усилить свои позиции по направлению. «Мы занялись Танзанией прошлой зимой, и на Новый год у нас уже были заявки. Идут бронирования и сейчас. У нас посчитаны пакетные сафари-туры разной продолжительности совместно с отдыхом на Занзибаре. Эта комбинация пользуется устойчивым спросом у туристов", – говорит заместитель генерального директора Coral travel Мария Бадалова. По словам генерального директора «Килиманджаро» Марины Катковой, недавно на африканский рынок вышли такие компании как «КМП групп» и Startravel. «Крупные туроператоры «забирают» у нас туристов на классических турах в Восточную и Южную Африку, оставляя нам Западную», – говорит она.

Интерес больших операторов к Черному континенту г-жа Каткова связывает с ростом популярности направления. «Увеличилось количество бронирований, как через агентства, так и самостоятельных. Мы оцениваем ежегодный рост рынка примерно в 12%», – сообщает она. Не менее чем в 20% оценивает увеличение спроса по направлению, основываясь на продажах своей компании, менеджер «Русского Экспресса» Валентина Сандырева. В тоже время многие туроператоры считают, что рынок не показывает особого роста. «В целом по Африке нет резких взлетов и падений», – полагает руководитель отдела Азии и Африки компании «Лабиринт» Елена Малышева. С ней согласна и г-жа Позднякова: «После спада в кризисном 2009 году спрос на Африку достаточно быстро восстановился, но глубина продаж остается все же меньше докризисной». 15-процентный рост продаж по итогам января-марта 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представитель «Астравел» связывает не с ростом рынка в целом, а с увеличением доли туроператора.

«Рост интереса туроператоров к Африке связан с активным строительством пляжных отелей в Момбасе, на Занзибаре. Русские туристы в большинстве своем хотят совмещать экскурсии, сафари и прочие приключения с возможностью отдохнуть на побережье. Наличие хороших береговых отелей позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов», – считает генеральный директор «Ванд Интернэшнл Тур» Татьяна Ванд. Возможность предлагать комбинированные продукты, включающие пляжный отдых, вероятно, и стала поводом выхода на этот рынок «массовых» операторов. «В течение последних двух лет наблюдается рост спроса на сафари в Кении, Танзании и ЮАР в сочетании с отдыхом на побережье», – соглашается г-жа Малышева. Туры, комбинирующие пляжный отдых на Занзибаре с сафари в Танзании и Кении, или путешествия по ЮАР с отдыхом на Маврикии, составляют значительную часть предложений нового игрока рынка – «КМП групп».

Впрочем, хорошие отели появляются не только в Восточной Африке. По словам г-жи Катковой, они активно строятся также в Сенегале и Гане. Это позволяет туроператору делать туристам привлекательные предложения с пляжным отдыхом и по Западной Африке, популярность которой также растет. «Мы немного потеряли на классических маршрутах, но продажи путешествий по таким странам как Сенегал, Эфиопия, Гана, Того, Бенин, Мали выросли», – говорит Марина Каткова. «Африка – возвратное направление. Съездившие туда туристы обязательно хотят вернуться и увидеть что-то новое», – поясняет Татьяна Ванд.

Особой конкуренции со стороны «массовых» операторов Елена Позднякова не ощущает. Она считает, что продажи Африки требуют досконального знания региона, длительного общения с клиентами, то есть того, подо что «не заточен» бизнес компаний, продающих Турцию и Египет. «Африка требует особого подхода со стороны и клиентов, и оператора», – согласна с ней Татьяна Ванд. «Очень большое значение имеет наличие надежных партнеров», – добавляет г-жа Каткова. Валентина Сандырева связывает активный рост африканских продаж в своей компании с появлением английского партнера, который тратит немало усилий на подготовку российских менеджеров (в том числе сотрудников агентств) и создание рекламных материалов.

По мнению г-жи Сандыревой, даже по основным африканским направлениям – Кении, Танзании и ЮАР - уже нужно предлагать что-то новое, добавлять «изюминку», например, свадебные или гастрономические и винные туры.

«У нишевых операторов своя клиентура останется», – уверена Елена Позднякова. Попытки массовых операторов заниматься Африкой уже были, например у того же «Капитал тура». «Возможно, разбежавшиеся менеджеры этой компании и поспособствовали интересу ряда операторов к направлению», – предположила она.

Основное опасения, когда речь идет о массовых операторах, как правило, связаны с их попытками всюду ставить чартеры. Существенно увеличивая объемы авиаперевозки, они способствуют тем самым демпингу. Но Черной Африке, в том числе ее пляжным курортам, по мнению большинства собеседников RATA-news, чартеры пока не грозят, «все остается на уровне переговоров и планов». «Африканский рынок к чартерам пока не готов. Думаю, в ближайшие два года их не будет», – уверена г-жа Позднякова.

Демпинг на других экзотический направлениях, по мнению Татьяны Ванд, мешает расти спросу на Черную Африку. «Африка недешевое направление. К тому же у нее нет активной рекламы, здесь работает, в основном, сарафанное радио. Друзья и знакомые легко уговорят определенную часть наших потенциальных клиентов отправиться, например, в Доминикану, за стоимость в три раза меньшую, чем цена поездки в ЮАР», – говорит она.

 

Екатерина Сирина, RATA-news