Прошедший год оказался невероятно успешным для гостиниц Москвы и Петербурга
Гостиничный рынок крупнейших российских городов серьезно изменился. 2016 год оказался невероятно успешным для отельеров Москвы и Петербурга. Такой вывод сделала компания JLL, проанализировав рынок качественных гостиниц Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.
Впервые за историю наблюдений каждый сегмент двух основных рынков России закончил год с ростом доходности на номер (RevPAR) по сравнению с предыдущим годом. Также впервые каждый сегмент рынка Москвы завершил год ростом загрузки по сравнению с предыдущим. Был зафиксирован наивысший уровень среднего тарифа (ADR) в рублях за пять лет во всех сегментах гостиничного рынка Санкт-Петербурга за год. Самая высокая среднерыночная динамика трех основных операционных показателей в Москве за последние пять лет в годовом сопоставлении: рост загрузки на 7,4% (4,9 п.п.), ADR – на 6,8%, RevPAR – на 13,7%.
«Кроме того, впервые с начала экономической турбулентности в 2014 году можно говорить о повороте к восстановлению операционных показателей в долларовом эквиваленте, – отмечает Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – Большинству отельеров на рынках обоих городов прошедший год дал возможность начать наращивать цены, так как, похоже, исчезла необходимость бороться за загрузку. В Санкт-Петербурге все сегменты превзошли показатели 2015 года в разрезе долларовой средней цены на номер. В Москве и Петербурге RevPAR в долларах во всех сегментах превзошел показатели 2015 года, а в люксовом сегменте в Петербурге результат был даже выше, чем в 2014 году».
Москва. Результаты 2016 года свидетельствуют, что российская столица, безусловно, может выдержать рост предложения в средней категории: в верхнем пределе среднего сегмента загрузка увеличилась, приблизившись к 80%. Наибольший рост был зафиксирован в среднем сегменте – до 73%.
Лидером по росту среднего тарифа в 2016 году был сегмент люкс, где показатель достиг 17,1 тыс. руб. за ночь – на 14,5%, или 2,2 тыс. руб. выше, чем в предыдущем году. Динамика показателя RevPAR была также наивысшей в самом дорогом сегменте: доходность на номер выросла почти на 18%, или 1,7 тыс. руб. – до 11,4 тыс. руб. Единственным сегментом, где цены несколько снизились в 2016 году, был средний – до 3,9 тыс. руб. по сравнению с 4 тыс. руб. в 2015 году.
Операционные показатели качественных гостиниц Москвы, январь-декабрь
Источник: STR Global, JLL
Московская область. Беспрецедентные операционные показатели качественного гостиничного предложения Московской области были результатом роста количества поездок по России. По словам Татьяны Веллер, наряду с отдыхающими в отели поехали и туристы сегмента MICE, которые ранее предпочитали бюджетные зарубежные направления.
В результате в 2016 году среднегодовая загрузка подмосковных отелей составила около 50% – на 30% больше, чем в 2015 году. В совокупности с небольшим увеличением тарифов – на 400 руб., до примерно 5 тыс. руб. – привело к росту RevPAR более чем на 40% и дало твердые основания называть минувший год самым успешным для этого рынка.
Операционные показатели качественных гостиниц Московской области
Источник: STR Global, JLL
Санкт-Петербург. Среднерыночный показатель загрузки незначительно снизился – до 65%. Но это было более чем компенсировано ростом среднего тарифа на 19%, до 5,9 тыс. руб., что привело к увеличению RevPAR на те же 19%. Операционные показатели здесь были на рекордно высоком уровне в рублевом выражении.
В целом все сегменты качественного гостиничного рынка Петербурга показали рост ADR по меньшей мере на 15%. Лидером стал средний сегмент, где показатель вырос на 21,3% по сравнению с предыдущим годом, почти до 3 тыс. руб.
Лидером в росте показателя RevPAR был верхний сегмент, где результат 2015 года был превышен на 24,3% и достиг 4,3 тыс. руб. Следом идет люксовый сегмент: здесь RevPAR увеличился на 21,5% и составил 9,7 тыс. руб.
Операционные показатели качественных гостиниц Санкт-Петербурга
Источник: STR Global, JLL
Новое гостиничное предложение. В целом для гостиничного рынка России 2016 год был более неспешным, чем предыдущий, с точки зрения выхода нового номерного фонда, что, вероятно, вызвано экономическим спадом. Тем не менее в Москве и Петербурге было введено больше новых номеров, чем в 2015 году.
Брендированный гостиничный рынок Москвы и области за 2016 год увеличился на 1,2 тыс. номеров, что составляет немногим более половины от заявленного на год объема (2,2 тыс. номеров). Новые участники рынка – мультибрендовый отель оператора Accor на Киевской (Adagio, Ibis, Novotel), Ibis в Ступино, «Holiday Inn Москва Селигерская» (ребрендинг Iris Congress Hotel), вторая очередь «Radisson Resort Завидово».
Санкт-Петербург должен был получить около 400 брендированных номеров в 2016 году, из которых на рынок вышло 314: ребрендинг гостиницы «Октябрьская» возле Московского вокзала в Best Western и новый «Hampton by Hilton Экспофорум». Открытие отеля Jumeirah, заявленного на 2016 год, отложено на неопределенный срок.
«Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года наращивает обороты, и еще немало гостиничных проектов заявлены к открытию в 2017 году. Почти 3,5 тыс. новых номеров должны открыться в Москве и области и чуть менее 400 в Петербурге, – говорит Татьяна Веллер. – В числе ожидаемых проектов этого года – «Hyatt Regency Петровский Парк», ребрендинг гостиницы «Белград» в «Азимут» после полной реконструкции здания, второй в России отель корейского бренда Lotte, который начнет принимать гостей в этом году в Петербурге».
Инвестиционный рынок. Прошедший год стал периодом слияний и поглощений не только в мире – Accor – FRHI, Marriott – Starwood), но и в России. В числе крупнейших сделок – приобретение дома 15 на Новом Арбате компанией, аффилированной с Capital Group, для перепланировки в многофункциональный комплекс с отелем; покупка владельцами «Киевской площади» («Radisson Славянская», «Radisson Royal Москва») дома 14 по ул. Варварка для строительства люксового отеля; приобретение АФК «Система» портфеля из девяти отелей «Региональной гостиничной сети».
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»