«По отношению к турбизнесу это недобросовестная конкуренция, а для паломников – поражение в правах»
Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, предоставляющий церкви исключительное право на организацию паломничества. Далее этот законопроект за номером 14138-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях (в части правового регулирования паломнической деятельности)» отправится в Совет Федерации, который рассматривает его в течение двух недель, и затем – на подпись президенту.
Законопроект с самого начала вызвал серьезные нарекания турбизнеса. По словам генерального директора паломнической службы «Радонеж» Юрия Минулина, туристическое сообщество вообще не участвовало в его разработке. «Я занимаюсь паломническими поездками 30 лет. Среди тех, кто работает в этой области, нет людей не верующих, но с кем из нас даже не консультировали по поводу содержания законопроекта», – сказал он RATA-news. Не было полноценного обсуждения ни с профессионалами, ни с общественностью.
В итоге законопроект оказался даже более жестким, чем ожидали в отрасли. Если в первом и втором чтениях речь шла об изменениях в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», то в окончательном варианте документ потребовал изменений уже и в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», конкретно – исключения религиозного туризма из основных понятий отраслевого закона. В свою очередь, действующий закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» должен дополниться новой статьей о том, что исключительное право на осуществление паломнической деятельности имеют религиозные организации непосредственно или путем создания организаций, которые этим занимаются.
Авторы проекта рассчитывают таким образом разграничить обычную туристическую деятельность и паломническую. «Они отличаются именно целью поездок – посещение мест религиозного почитания, участие в религиозных церемониях. Именно поэтому такие поездки должны организовывать религиозные организации», – сказал один из инициаторов проекта Сергей Гаврилов. Это, по его словам, не коммерческая деятельность для получения прибыли. Действительно, религиозные организации вправе заниматься коммерческой деятельностью исключительно для соблюдения устава. Входят ли в это паломнические туры? Закон рождает много и других вопросов.
По словам г-на Минулина, религиозные организации не имеют опыта, навыков и профессиональных кадров для организации паломнических поездок. «Их реальные силы при разработке закона просто не учли. Священнослужители не имеют права водить экскурсионные группы. У них нет разрешения на трудовую деятельность, нет методических пособий и документов по разработке маршрутов», – пояснил он RATA-news.
Как заметил собеседник, в России только один монастырь имеет разрешение на деятельность в статусе юридического лица – Валаамский. Он принимает 120 тыс. человек за сезон, при этом собственно на паломников приходится не более 10%. Обучение экскурсоводов на Валааме ведется с 1992 года. В других религиозных организациях этого, к сожалению, нет.
Правда, в самой РПЦ планируют после принятия закона ответственно подойти к его исполнению: сформировать специализированные паломнические структуры и заняться подготовкой сопровождающих паломников гидов и религиоведов. «Церкви нужна профессиональная подготовка кадров. Сейчас только одна организация в структуре РПЦ готовит экскурсоводов и менеджеров – Свято-Тихоновский институт. Он выпускает 5-6 специалистов в год, и этого на всю страну», – сказал Юрий Минулин.
Он также считает недопустимым вмешательство в закон о туризме. «Вычеркивая религиозный туризм из деятельности турфирм, авторы поправок лишают турфирмы и их клиентов целого пласта деятельности. Религиозный туризм – это не только паломничество, но и экскурсионные, познавательные программы, в том числе по истории религии. Такую поправку принимать нельзя», – заключает Юрий Минулин.
На серьезные нестыковки в законопроекте указал и президент РСТ Сергей Шпилько. Согласно отраслевому закону, туристом считается «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания». В целом это определение, по словам г-на Шпилько, соответствует трактовке понятий «туризм» и «турист» в международных рекомендациях по статистике туризма-2008, изданных Статистической комиссией ООН в 2010 году. Согласно этим рекомендациям, которые служат основой формирования национальных систем статистики туризма и соответствующего понятийного аппарата, религиозные цели поездки среди прочих относятся к категории туристических.
«Новый законопроект предлагает исключить слово «религиозный» из перечня возможных целей турпоездки в определениях «туризм» и «турист» отраслевого закона. Что это меняет? Ничего, – полагает г-н Шпилько. – Статистики все равно не будут выделять лиц, путешествующих с религиозными целями, включая паломников, из состава турпотоков. Для перевозчиков они останутся пассажирами, для отельеров – постояльцами, для турфирм – клиентами, предъявляющими в ряде случаев особые пожелания к программе пребывания, меню, размещению, кругу общения».
И уж тем более эта поправка не может отменить самого факта существования религиозного туризма, распространенного и в России, и за рубежом. У нас в стране на эту тему изданы монографии, а также учебные пособия, по которым учатся студенты туристических вузов.
Другое предложение авторов законопроекта – ввести норму, вообще исключающую паломничество из сферы действия отраслевого закона. Но при этом, как заметил Сергей Шпилько, фактически подтверждается право религиозных организаций заниматься туроператорской деятельностью. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с п.4 законопроекта: «Деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок включает в себя организацию размещения (проживания) паломников, питания паломников с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций, транспортного обслуживания паломников, сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, а также иную деятельность по организации паломнических поездок».
«Это туроперейтинг в чистом виде, – замечает глава РСТ. – С той лишь разницей, что, согласно ФЗ 132, туроператор обязан регистрироваться в федеральном реестре, предоставлять финансовое обеспечение своей ответственности, входить в состав «Турпомощи». И все для того, чтобы, если он не сможет выполнить свои обязательства перед туристом, последний мог спокойно завершить поездку, вернуться домой. Получается, что у паломников, если они теперь будут выезжать за рубеж по линии религиозных организаций, а не туроператоров, такой защиты их прав как потребителей не будет».
Возможно, именно поэтому авторы законопроекта «милостиво» разрешают религиозным организациям осуществлять паломническую деятельность с привлечением «лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности».
Однако самого паломника законопроект такого права фактически лишает. Согласно предлагаемому закону, паломники вправе совершать и организовывать собственные паломнические поездки непосредственно, а также через религиозные организации или организации, созданные религиозными организациями для этой цели. «Третьего не дано. То есть получив благословение на поездку с посещением Храма Гроба Господня, человек, который считает себя паломником, не может сам обратиться в турфирму или поехать через благотворительную организацию. Если по отношению к турбизнесу такой подход имеет все признаки недобросовестной конкуренции, то по отношению к самим паломникам это просто поражение в правах», – заключает г-н Шпилько.
Руководитель Центра международного паломничества «Покров» Ольга Богатырева согласна, что новый закон создает трудности, прежде всего, для самих туристов. «Их, и в первую очередь, конечно, паломников, ставят перед жестким выбором. При этом у церкви минимум опыта по организации качественных современных паломнических туров. Как раз сейчас мы находимся на грани судебного разбирательства, потому что наши туристы побывали на Валааме и вернулись с массой претензий на размещение и питание. И это далеко не единственный случай. А на церковные организации даже в Роспотребнадзор не пожалуешься. Компенсировать туристам ущерб Валаам не собирается, нам придется это делать самим», – рассказала г-жа Богатырева RATA-news.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»