Travelport с 25 октября

Уральский туроператор строит жилье в труднодоступных местах

Туроператор «Северный Урал» недавно вступил в Российский союз туриндустрии, Пермское отделение. Компания реализует проект, аналогов которому нет в мире. Оператор с нуля разработал жилые горные модули для размещения туристов в труднодоступных местах, провел испытания и занялся производством. Это ноу-хау, по замыслу авторов идеи, сможет заменить привычные палатки на любых активных маршрутах, избавит людей от необходимости носить на себе груз и даст возможность отдыхать после длительных переходов в более комфортных условиях. На части маршрутов по Северному Уралу компания планирует установить модули за свой счет.

Компания занимается организацией туров в труднодоступные места Северного, Приполярного и Полярного Урала на территории Пермского края, Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа. Это индивидуальные и групповые пешие походы, сплавы, рыбалка, корпоративы и т.п. В год принимают около 1000 туристов. Для заброски на маршруты используют вертолеты Ми-8.

«Наша фирма работает с 2012 года, но сами мы уже лет десять ходим по Уральским горам. И на собственном опыте убедились, что есть необходимость хотя бы в минимальной инфраструктуре, которая помогла бы туристам окунуться в мир дикой природы, избежав лишений, – рассказал RATA-news руководитель компании Дмитрий Кириллов (фото). – В очередной раз эта мысль пришла мне в голову после путешествия по Уралу с женой и ребенком. Я увидел, насколько неподготовленным людям тяжело, как не хватает минимального комфорта в быту, как тяготит необходимость тащить на своем горбу всё, включая палатки».

Дмитрий Кириллов рассказал, что самый популярный маршрут, по которому их компания водит туристов, пролегает от перевала Дятлова до плато Маньпупунер. Его протяженность – около 100 км.

«Мы планируем создать на этом участке всероссийский пеший маршрут, в связи с чем собирались построить стационарный палаточный лагерь на горе Отортен, недалеко от перевала Дятлова. Это начальная точка маршрута, куда мы вертолетом забрасываем туристов с необходимым провиантом и снаряжением, и откуда забираем тех, кто уже закончили поход. Но в процессе поняли, что палаточный лагерь – вчерашний день, нужно строить что-то более современное, – рассказал Дмитрий Кириллов. – Стали подбирать материалы, собирать информацию, и обнаружили, что ничего подобного в мире не производят».

По словам г-на Кириллова, единственную похожую идею реализовали на севере Италии, но их модуль цельный, изготавливается и собирается на заводе. Поскольку предприятие находится недалеко от Альп, конструкцию можно перевезти в горы на внешней подвеске вертолета. «А у нас минимальное плечо полета от места производства – 190 км в одну сторону, мы можем что-то перевезти только внутри фюзеляжа. Поэтому нам нужна была сборная конструкция, которую мы могли бы легко поместить в вертолет, выгрузить в нужном месте и без проблем установить, – продолжает Дмитрий Кириллов. – В нашей команде есть не только туристы с многолетним опытом походов в горы, но и архитекторы, конструкторы. И за два месяца кропотливой работы мы насовали эти «хижины». Уже изготовили пять штук и опробовали их в охотничьих хозяйствах. Опыт показал, что идея замечательная, и, несмотря на некоторые недочеты, полностью себя оправдала. Мы доработали модули и сейчас разрабатываем документацию для начала серийного производства».

Каждый модуль – самостоятельная жилая секция. Конструкция состоит из девяти частей, общий вес – около 500 кг. За один раз вертолет может перевезти два модуля. Установить каждый из них способны двое рабочих без специальной подготовки за два-три часа. В одном модуле могут комфортно разместиться 4-6 человек, каждый «домик» оснащен полками, печью, столиками, радио и телевизорами, которые питаются от солнечных батарей. Климатом внутри модуля можно управлять дистанционно. Технология позволяет соединять модули между собой, чтобы обустроить отдельно столовую, спальню, санузел, сауну и т.п.

По словам разработчиков, все материалы, кроме аккумуляторов, российские. Устанавливать модули можно в любых труднодоступных местах, где способен сесть вертолет. Максимальная высота установки – 4,5 тыс. метров. Конструкции можно использовать в суровых температурных условиях – от +50 до –50 градусов. Влияние модулей на окружающую среду – минимальное. «Никаких скважин, фундаментов, все очень мобильное и легко транспортируется, – объяснил Дмитрий Кириллов. – Печь безопасная, даже если на нее сверху упадет спальник, он не загорится. Готовить на ней нельзя, но это плюс – люди будут для этого выходить на улицу».

Как рассказал Дмитрий Кириллов, «Северный Урал» планирует за свой счет установить одиночные модули через каждые 10-15 км на тропе от перевала Дятлова до плато Маньпупунер, а через каждые 50 км – блочные базовые лагеря. В перспективе хотят оснастить таким «жильем» все маршруты Северного Урала. 10 км – это расстояние суточного перехода для неподготовленного туриста. «В одиночных блоках бесплатно сможет остановиться любой турист, а не только наши клиенты, – уточнил собеседник RATA-news. – В базовых лагерях разместятся наши работники, туда мы будем доставлять вертолетами дрова, вывозить мусор. Проживание там будет входить в стоимость наших путевок. Для туристов других компаний эта услуга будет платной, планируемая цена 100 рублей за место. Конечно, мы задумываемся о возможном вандализме, но уверены, что это маловероятно. У человека, который с тяжелым рюкзаком за спиной идет в горы, совсем другие цели. Правда, зимой в этих местам много туристов на снегоходах. Но, на наш взгляд, единственный способ борьбы с вандализмом – восстановление. Добро всегда побеждает зло».

С запуском серийного производства «Северный Урал» планирует выпускать от 10 модулей в месяц. Цена одного – 250 тыс. рублей. По словам Дмитрия Кириллова, у них уже появились заказчики с Чукотки, Таймыра, из Коми. Свой маршрут компания планирует обеспечить модулями к весне 2016 года. По мнению Дмитрия Кириллова, их изобретение поможет предотвратить и несчастные случаи в горах, если туристы окажутся в сложных метеоусловиях: «Все модули оснащены солнечными батареями, к ним подключен маячок, который виден в любую погоду за многие километры. Мы будем устанавливать маячки так, чтобы от одного было видно следующий. Как бы ни было тяжело, если видишь впереди жилье, идти легче».

 

Анна Вальцева, RATA-news