Методику подсчета туристов просят проконтролировать
Отсутствие в законодательстве понятия «туристический поток» и единой методики его подсчета приводит к тому, что российские регионы постоянно заявляют о росте этого показателя, в то время как бизнес такого результата не фиксирует. Об этом говорится в письме «Опоры России» на имя зампреда правительства Ольги Голодец.
Организация просит ее взять под контроль внедрение в законодательство понятия «туристический поток» и утверждение новой методики его подсчета. В пресс-службе г-жи Голодец «Коммерсанту» пояснили, что сейчас действительно существуют разные подходы к оценке показателя, добавив, что в правительстве готовы рассматривать предложения.
О необходимости актуализировать систему оценки турпотока чиновники говорили еще весной 2019 года: тогда соответствующее предложение Росстат направил в Минэкономики. Также в ведомстве предлагали разработать методику оценки доли туризма в ВВП страны . Аналогичные мероприятия были утверждены и в рамках разработанных рабочей группой предложений к госплану «Трансформация делового климата».
Сейчас по наблюдениям «Опоры России» практически все регионы заявляют о росте турпотока. В качестве примера в организации приводят Вологодскую область: ранее губернатор региона Олег Кувшинников заявил РИА «Новости», что по итогам 2018 года регион посетило 3,09 млн человек, из которых 2,4 млн – экскурсанты, а 731 тыс.— туристы. «Но номерной фонд региона составляет 3 тыс. мест, даже если все средства размещения проработают весь год со 100-процентной загрузкой, они физически не смогут принять больше 1,095 млн человек», – объясняет глава комитета по предпринимательству в сфере туризма вологодской Торгово-промышленной палаты Наталья Тихомирова. Эксперт указывает, что гостиницы региона работают со среднегодовой загрузкой 30-40% и реально в регион ежегодно приезжают 300-400 тыс. туристов. Г-жа Тихомирова уверена, что поток падает: закрываются рестораны, перестают работать турфирмы. «Когда курс доллара резко вырос, мы получили дополнительный спрос, но удержать его не смогли», – объясняет она.
О похожей ситуации в Ивановской области рассказывает зампред совета регионального отделения «Опоры России» Владимир Щебельский. По его оценкам, поток туристов и их средний чек в этом году падают почти во всех муниципалитетах, включая Плёс, исключением остается Кинешемский район. Но 26 сентября Ольга Голодец заявляла о росте турпотока в Иваново за счет запуска «Ласточек» из Москвы: за год, по ее оценкам, перевезено 1,5 млн туристов.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин объясняет, что многие регионы сейчас используют данные о числе посетителей музеев. «Но, например, в Вологде у одного музея восемь филиалов – это восемь билетов, каждый раз человека могут посчитать как туриста. Кроме того, в них ходят местные жители», – рассуждает г-жа Тихомирова. Сергей Ромашкин добавляет, что сейчас инвесторы и представители турбизнеса ориентируются на комплексные сведения: анализ данных сотовых операторов о перемещениях, платежных систем о транзакциях и собственные ощущения.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников рассказывает, что при разработке новой методики подсчета предлагается ориентироваться на механизм Всемирной туристской организации (UNWTO), который базируется на оценке числа гостей средств размещения. Но г-жа Тихомирова сомневается, что эта оценка в принципе важна для регионов. По ее мнению, основное значение имеют прибыль, которую туристы приносят региону, и ее доля в ВВП региона.
RATA-news также неоднократно писала о путанице не только в подсчете внутренних турпотоков, но и в соответствующих заявлениях чиновников. Публикации были в 2016 и 2018 годах, но ничего не изменилось.
Тайна внутренних турпотоков: откуда взялись 50 млн. туристов?
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»