На российско-белорусской границе могут появиться временные пункты пропуска для граждан третьих стран
Об этом заявил в Минске глава МИД РФ Сергей Лавров. При этом он впервые озвучил российскую позицию в отношении проблемы, с которой в сентябре неожиданно столкнулся, в частности, российский турбизнес: пересечение внутренней границы Союзного государства иностранцами Москва считает невозможным.
Основной акцент на прошедших переговорах был сделан на реализации положений совместного заявления президентов России и Белоруссии от 15 декабря 2015 года. На той встрече Владимир Путин и Александр Лукашенко говорили о развитии торгово-экономических связей и интеграционных отношений, а также об «обеспечении безопасности и стабильности на внешних рубежах Союзного государства». Сегодня, судя по всему, у Москвы беспокойство вызывают не только внешние рубежи, но и внутренняя граница – именно так, согласно терминологии Союзного государства, называется участок госграницы между РФ и Белоруссией.
Уже в Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1995 года говорилось об «открытости» российско-белорусской границы. Тогда же Москва и Минск договорились осуществлять пограничный контроль на внешних границах «с третьими государствами». Для граждан России и Белоруссии предполагалось обеспечить безвизовый въезд, выезд и пребывание на территориях друг друга, а для граждан третьих стран – согласовать «режим въезда, выезда и пребывания на территориях договаривающихся сторон».
Если первая часть договоренности – в отношении россиян и белорусов – со временем дополнилась необходимым для ее выполнения законодательством, то вторая – в отношении иностранцев – так и осталась не до конца урегулированной. В итоге иностранцев вначале пускали через российско-белорусскую границу, а затем перестали.
22 ноября Сергей Лавров и его коллега Владимир Макей провели в Минске совместное заседание коллегий МИДов России и Белоруссии. На нем прозвучали весьма резкие комментарии министров по ужесточению с российской стороны контроля на российско-белорусской границе. Жертвами усиленных Россией в последние месяцы мер безопасности стали в том числе туристы, а также постоянно живущие в Белоруссии иностранцы, которые раньше могли свободно въезжать в Россию. С осени этого года российские службы стали особенно тщательно придерживаться буквы закона и перестали пускать их через границу, отправляя в объезд через международные пункты пропуска (например, на границу с Украиной или Латвией).
«Действующей визы в соответствии с нашим законодательством еще недостаточно, чтобы попасть в Россию,– отметил Сергей Лавров.– По нашему закону сделать это можно при наличии визы и через международный пункт пропуска. А у нас исторически так сложилось, что между Россией и Белоруссией таких пунктов нет и границы самой как не было, так и нет».
Действительно, на границе России, например, с Финляндией протяженностью 1272 км – 31 пункт пропуска, с КНДР (17 км) – один пункт пропуска, а на 1239-километровой границе с Белоруссией – ни одного.
Однако белорусский министр парировал: «Но до этого 20 лет существовал установившийся режим между нашими странами – и мы могли бы не предпринимать каких-то резких действий, чтобы сразу не создавать проблемы для граждан третьих стран на нашей границе, а договориться, как постепенно разрешить эту ситуацию».
Кардинальных решений у проблемы два. Одно, как во вторник пошутил Сергей Лавров,– это присоединение других стран к Союзному государству (в этом случае их граждане также смогут свободно пересекать внутренние границы), другое – создание единого визового пространства. Но переговорный процесс по этому вопросу продвигается медленно. «Сейчас обсуждается проект соглашения о взаимном признании виз», – сообщил Сергей Лавров.
Как рассказали «Коммерсанту» в «Аэрофлоте», основном российском авиаперевозчике на маршруте Москва – Минск, авиакомпания на протяжении нескольких лет обращалась в МИД России с просьбой решить вопрос о взаимном признании виз. Без этого проблемы возникали и у транзитных пассажиров, следовавших из России в Минск, а с 1 ноября – также у тех, кто летит транзитом через Россию из Минска. Так, гражданам стран, у которых с Россией существуют визовые отношения, для трансфера с международного на внутренний рейс необходимо иметь, в дополнение к белорусской въездной, транзитную российскую визу – хотя на других транзитных направлениях у пассажиров есть право на 24-часовой безвизовый транзит. В 2016 году в Москву прибыли 74 иностранца, следовавших транзитом в Минск, но не имевших действительной для въезда в РФ визы. Каждый такой случай рассматривался пограничной службой ФСБ России как административное правонарушение, а авиакомпании выставлялся штраф за доставку нарушителей.
Собеседник в авиакомпании добавил, что сотрудникам представительства «Аэрофлота» в Минске сейчас «приходится разъяснять иностранцам, не соответствующим этим требованиям, особенности законодательства». В «Аэрофлоте» считают, что своевременный отказ в перевозке в аэропорту Минска таким транзитным пассажирам «позволяет сохранить им свое время и деньги», поскольку те в любом случае не смогут пройти пограничный контроль в Москве. А авиакомпания сможет избежать задержек стыковочных рейсов из-за поиска и снятия с рейса багажа транзитных пассажиров, которых задержали на погранконтроле. В белорусской «Белавиа» сообщили, что не располагают информацией об ужесточении условий транзита пассажиров.
По информации «Коммерсанта», проект межправсоглашения о взаимном признании виз был подготовлен еще в декабре прошлого года, однако межведомственное согласование пока не завершено.
«Межправсоглашение – это только элемент, хотя и ключевой, для создания безвизового пространства», – говорит госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он напомнил, что для россиян и белорусов уже существует безвизовое пространство, но «втянуть в него граждан третьих стран» можно только с учетом уже существующих визовых и безвизовых режимов у РФ и Белоруссии с другими государствами. «Нам надо совместить эти два процесса, при этом стоит несколько технологических задач: в том числе налаживание обмена информацией между соответствующими ведомствами, а также нахождение формы визы, которая была бы признана другими государствами», – пояснил г-н Рапота.
«Нельзя отрицать нарастание террористической угрозы, но если мы с Белоруссией выработаем единую визовую политику и у нас будет на 100% скоординировано, кому выдавать визы, а кому нет, то эта проблема сама по себе отпадет», – резюмировал в Минске Сергей Лавров. А пока он призвал «вырабатывать какие-то временные меры – может быть, открыть для иностранцев, которые пересекают границу, временные пункты пропуска».
По информации «Коммерсанта», один из пунктов пропуска может быть открыт на трассе М1/Е30 Минск – Смоленск – Москва. Кроме того, как сообщил источник, знакомый с ходом переговоров, ранее МИД уже направил в правительство РФ предложения о введении пограничного контроля для граждан третьих стран и лиц без гражданства, следующих в Россию из Белоруссии воздушным транспортом.
Отвечая на вопрос, могут ли в аэропортах и на трассе М1 быть организованы пункты контроля, Григорий Рапота подтвердил, что «теоретически это возможно». «Но как это будет сделано – предмет работы межправительственной группы», – уточнил он. При этом российские эксперты настаивают на том, что о полном возобновлении контроля речь не идет и гражданам РФ и Белоруссии будет сохранена возможность прохода без контроля.
РОССИЯ
Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»