Получит ли Азербайджан миллион туристов из России
В 2018 году Азербайджан принял немногим менее 900 тысяч российских туристов, что на 5% превышает показатели 2017 года. В планах туристических властей к концу этого года довести поток из России до миллиона. Такие цифры привел на пресс-конференции в Москве генеральный директор Бюро по туризму Азербайджана Флориан Зенгстшмид.
«На российском рынке у Азербайджана огромный потенциал, поэтому ежегодный рост не менее 10% вполне реален. Въездной турпоток в целом порастает, к 2023 году планируем довести количество иностранных туристов до четырех миллионов. В прошлом году прибыло более 2,8 млн зарубежных гостей, что на 6% больше, чем в 2017-м», – сообщил г-н Зенгстшмид. Мероприятие прошло в рамках воркшопа, на который из республики прибыло около 20 представителей туриндустрии.
Основными преимуществами направления для россиян Флориан Зенгстшмид назвал близкий перелет, отсутствие визового режима и языкового барьера. «Воздушное сообщение хорошо развито, рейс из Москвы в Баку занимает всего около трех часов. К нам удобно прилететь на выходные», – подчеркнул он.
По версии журнала National Geographic, в прошлом году республика стала одним из трех наиболее популярных направлений у российских туристов. Как рассказал г-н Зенгстшмид, за последние годы Баку сильно изменился к лучшему, жизнь в городе бьет ключом. Весной в столице пройдут два крупных мероприятия мирового значения – гран-при «Формула 1» и финал Лиги Европы УЕФА. В Азербайджане построено много фешенебельных гостиниц, курорты значительно повысили качество обслуживания, сохранив при этом конкурентные цены. А на горнолыжных курортах Шахдаг и Туфандаг сейчас лежит снег, сезон в самом разгаре.
Г-н Зенгстшмид добавил, что драйвером роста туротрасли также могут стать морские круизы. «В этом году на воду спускается судно класса река-море «Петр Великий», который будет ходить по бассейну Каспия и Черного моря. Пока круизный сегмент относится к нераскрытым потенциалам Азербайджана, и страна крайне заинтересована в развитии этого вида путешествий», – подчеркнул он.
В конце прошлого года с целью повышения привлекательности направления была запущена новая маркетинговая кампания «Взгляни по-новому». Директор по бренду и маркетингу Бюро по туризму Азербайджана Фидан Алиева рассказала о новом логотипе в форме буквы А: «Мы приглашаем по-новому взглянуть на Азербайджан, открыть для себя новые места и получить уникальные впечатления».
Республика располагает современной инфраструктурой для проведения деловых мероприятий. К примеру, ультрасовременный конгресс-холл Baku Convention Center способен вместить до 4500 человек. Только в Баку расположено свыше 50 отелей, полностью оснащенных всем необходимым для организации конференций на самом высоком уровне.
Директор по развитию бизнеса принимающей компании Pasha Travel Мурад Асадов подтвердил в беседе с RATA-news, что количество российских туристов день ото дня растет. «Россиянам у нас комфортно и безопасно. За три-четыре года прием из России вырос в два-три раза, в основном приезжают туристы из Москвы. Для региональных турфирм мы проводили несколько фам-трипов, но отклика это почти не дало», – уточнил он.
Востребованы исторические, гастрономические, активные туры, хорошо развивается горнолыжный туризм. До 90% туристов, посещающих курорт Нафталан, – гости из России и Казахстана. «На даты гран-при «Формула 1», финалы Кубка УЕФА и музыкальный фестиваль «Жара» взяли гарантированные комнаты по групповым тарифам. Самый высокий спрос со стороны россиян идет на фестиваль «Жара», есть несколько групповых запросов на футбол, а вот по «Формуле 1» сильного спроса пока не наблюдаем», – сказал г-н Асадов.
Генеральный директор компании «Жарков-тур» Андрей Жарков также отметил хороший спрос на фестиваль «Жара», несмотря на то, что летом температура в Баку достигает 40 градусов. «В прошлом году на открытых площадках за четыре дня выступили 600 артистов. Второй год подряд берем блоки мест на этот фестиваль и всё загружаем», – подчеркнул он.
Эксперт оценил итоги 2018 года с приростом 30-35% по сравнению с 2017-м. Каждый месяц заявок на Азербайджан становится больше, а майские и ноябрьские праздники сейчас продаются со стопроцентным приростом. Во многом он связывает тенденцию с понижением расценок. Направление на сегодня обходится дешевле Армении и Узбекистана. «Цены нормализовались, люди, как правило, уже не экономят, берут полный пакет экскурсий и выезжают минимум на четыре дня», – заключил г-н Жарков.
В компании «Де Визу» продажи Азербайджана выросли в два раза по сравнению с 2017 годом. «Правда, мы плотно занимаемся направлением всего второй год, но тенденция радует. Хорошо бронировали новогодние экскурсионные туры, сейчас только начинают запрашивать майские праздники – с приростом по отношению к прошлому году. Но активизации туристов ждем с марта, что традиционно для кавказских республик», – сказал генеральный директор Алексей Лебедь. Он также отметил, что рекламные туры в Азербайджан для московских и региональных агентов набираются быстрее, чем в другие страны.
Туристы едут из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани и других регионов. Запрашивают Баку и окрестности, посещение заповедника Гобустан, города Шеки, едут в Нафталан. Собирается много корпоративных групп. «В 2017 году у нас преобладали заказы сити-туров, когда туристы просто покупали перелет, проживание и решали вопросы досуга на месте. Но в прошедшем году чаще бронировали именно экскурсионные программы», – уточнил г-н Лебедь.
Наталья Панферова, RATA-news