Travelport с 25 октября

Дмитрий Богачев: летом скидки турфирмам на мюзикл «Шахматы» достигают 20-30%

В Российский союз туриндустрии вступила театральная компания «Бродвей Москва», занимающаяся постановкой и прокатом мюзиклов. Ее основатель и гендиректор, продюсер, действительный член Бродвейской лиги, художественный руководитель театра МДМ Дмитрий Богачев рассказал RATA-news, как строится сотрудничество с турбизнесом и почему туристам из регионов стоит специально съездить в Москву, чтобы посмотреть мюзикл «Шахматы».

- Сотрудничество с турбизнесом многих российских музеев, театров складывается сложно, часто они не понимают, зачем им турфирмы. Вы же активно продвигаете свой продукт именно на туристическом рынке и даже решили вступить в Российский союз туриндустрии. Почему?

- С РСТ мы сотрудничаем не первый год и даже не первое десятилетие. Еще в начале двухтысячных, когда я был коммерческим директором известного мюзикла «Норд-Ост», мы понимали, что значительную часть нашей зрительской аудитории должны составлять туристы, для которых спектакль был столичной достопримечательностью. Даже придумали амбициозный слоган «Утром Кремль – вечером “Норд-Ост”».

Мы стремились встать в один продуктовый ряд с Большим театром, с Московским художественным театром и другими знаковыми учреждениями культуры. И нам тогда это удалось благодаря плотному взаимодействию с отелями, консьерж-службами, гидами, туроператорами и турагентами. Это была системная работа, которая продолжалась последующие два десятилетия.

В том числе мы широко использовали зарубежный опыт, в частности, американский. Бродвей живет за счет туризма: как правило, любой новый мюзикл в первый год пропускает через себя жителей Нью-Йорка и близлежащих городов, а на второй год начинает привлекать туристов из других штатов и стран. Когда в 2016 году вышел мюзикл «Гамильтон», он был так популярен, что люди брали билеты за год-полтора и специально прилетали в Нью-Йорк, чтобы его посмотреть. Что-то похожее происходит сейчас и с российской постановкой мюзикла «Шахматы».

Когда мюзикл идет два сезона подряд, а таких у нас было несколько – Mamma Mia!, «Красавица и чудовище», «Русалочка», «Призрак оперы» и вот сейчас «Шахматы» – неизбежно возникает проблема проката в летний период, когда столичная публика отбывает в отпуска, но зато в Москву приезжают туристы. Поэтому нам было важно за первый сезон создать известность постановки не только в пределах МКАД, но и во всей России, чтобы гости стремились ее посмотреть. Работа с турбизнесом помогает сделать так, чтобы турфирмы сами предлагали посещение нашего театра. Сейчас, когда речь идет о «Шахматах», мы рассказываем нашим партнерам из туротрасли, что этот мюзикл является квинтэссенцией событийного туризма, мероприятием, ради которого стоит специально приехать в Москву.

- Почему вы считаете, что мюзикл того стоит?

- Потому что это представление бродвейского калибра, поставленный по бродвейским стандартам качества. Это масштабная, серьезная, монументальная постановка. Такие не часто увидишь даже на Бродвее, что отмечено теми немногими иностранными зрителями, которые успели прорваться через кордоны и посмотреть спектакль в Москве, а также по видеозаписям в соцсетях – в телеграмм-канале «Бродвей Москва», ютуб-канале «Бродвей Москва» и других. Эксперты мировой индустрии развлечений высоко оценили нашу постановку и с нетерпением ждут открытия границ, чтобы посмотреть спектакль живьем. Учитывая, что Бродвей закрыт и лондонские театры пока не работают, мы предоставляем уникальную возможность посетить большой, серьезный, настоящий бродвейский мюзикл, не выезжая за рубеж.

Напомню, что музыку для «Шахмат» написали Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус из легендарной группы ABBA. Хиты, которые вошли в мюзикл, не известны широкой российской публике – по сути это уникальный шанс услышать новые для наших зрителей песни. Тем более что музыка роскошная и очень разнообразная, от подражания итальянским оперным хорам до рок-баллад и больших массовых поп-номеров. Чего стоит суперхит «Одна ночь в Бангкоке»! Кто его только не пел, от Мюррей Хэда до Минаева и Киркорова. Каверов было много, но почти никто не знает, что этот номер был написан именно для «Шахмат».

Думаю, зрители будут удивлены, узнав, что и другие известные мелодии были написаны для этого мюзикла.

Драматург Тим Райс, который придумал либретто – автор мюзиклов «Иисус Христос – суперзвезда», «Король-Лев», «Эвита» и многих других, Он создавал «Шахматы» много лет, вдохновляясь жесткими поединками на шахматных полях 70-80-х годов между такими титанами, как Спасский и Фишер, Карпов и Корчной, Карпов и Каспаров. В основу сюжета легли полные драматизма события, в частности, матч на первенство мира в Мерано, переполненный политикой, скандалами, дрязгами. Но если кто-то подумает, что мюзикл про шахматы или политику, он ошибется. Тим Райс и сам неоднократно повторял, что все эти события служат лишь фоном для очень драматичной, напряженной, эмоциональной истории отношений между главными героями. Это, прежде всего, человеческая история побед и поражений, всемирной славы и одиночества, любви и предательства. История, где нет черного и белого, с непредсказуемым, открытым финалом.

Подчеркну особую зрелищность мюзикла. Но главное – живая музыка! Оркестр, по сути, действующее лицо постановки, расположен на третьем уровне гигантской конструкции высотой с шестиэтажный дом.

Он постоянно находится в поле зрения зрителей, и это было важно для режиссера-постановщика Евгения Писарева, художественного руководителя театра имени Пушкина (на фото слева), и всей творческой команды.

В мюзикле заняты лучшие из российских артистов мюзиклов. Одну из главных ролей исполняет Анастасия Стоцкая. Есть менее известные, но не менее талантливые артисты «Геликон-оперы», театра им. Пушкина, МХТ. Есть артисты, которые работали с компанией «Бродвей Москва» на протяжении последних лет. Есть даже те, кто начинал в «Норд-Осте».

Я как продюсер «Шахмат» считаю, что это вершина моей карьеры, лучшее, что пришлось ставить за последние годы. А это около двух десятков постановок – от Mamma Mia! и «Красавицы и чудовища» до «Призрака оперы», «Чикаго» и «Бала вампиров». Кстати, «Шахматы» посмотрели уже более 150 тысяч зрителей.

Впереди много интересного. Например, в ноябре, возможно, наша труппа несколькими номерами из мюзикла откроет предстоящий матч на первенство мира по шахматам между норвежцем Магнусом Карлсеноми россиянином Яном Непомнящим. Сейчас мы обсуждаем эту возможность с FIDE.

- На продажах билетов как-то отразился бум внутреннего туризма?

- Да, на майские праздники у нас были аншлаги, невиданные за последние 20 лет. Обычно это период затишья, когда мы значительно сокращаем количество спектаклей и даже отменяем показы, так как зрители уезжают. А в этом году нам еще и с плохой погодой повезло, продали все билеты. После праздников был спад, сейчас – снова рост и на лето видим рост.

Правда, у нас существует та же проблема, что и в туризме. Люди перестают бронировать заранее и что-то задолго планировать. У нас сейчас покупают билеты на начало июня, но нет продаж на июль.

Играть планируем все лето от 4 до 8 спектаклей в неделю, распределяя их таким образом, чтобы у туристов была возможность приехать и в будни, и в выходные. Театр находится в центре Москвы. Мы разработали специальные программы, предполагающие значительные скидки для тургрупп и хорошую комиссию туроператорам и турагентам. Для взаимодействия с туристическим рынком у нас выделены специальные менеджеры. Работаем гибко и по ценообразованию, и по форме договоров. График представлений расписан на много месяцев вперед, и уже сейчас можно бронировать, например, новогодние спектакли. Но в первую очередь мы заинтересованы в туристах в предстоящие летние месяцы.

- Сколько стоят билеты на спектакли и каков размер скидок для туроператоров и турагентств?

- Стоимость билетов – от 1,5 до 5-6 тысяч рублей, средняя цена по залу составляет 3 тысячи. Общие вычеты с номинальной стоимости специально для туристической отрасли достигают в летний период 20-30%. Скидки зависят от количества бронируемых мест, глубины продаж, конкретных дат. В осенне-зимний период они ниже, так как меняется картинка потребления и основными зрителями становятся москвичи. Летом, когда более активны туристы, мы готовы давать скидок и комиссию больше. Кроме того, у нас есть красивые пакетные предложения, включающие посещение мюзикла и бесплатный круиз по Москве-реке, катание по канатной дороге в Лужниках или посещение башни «Федерация». Как правило, если человек покупает билет на мюзикл, дополнительные развлечения мы предоставляем в рамках пакета бесплатно, это интересные варианты дневной программы для туристов.

- Знаете ли вы долю организованных туристов на каждом спектакле?

- Осенью-зимой-весной – не более 5-10% от зала. С мая по сентябрь количество организованных туристов возрастает до 20-25%. Сколько неорганизованных приезжих, понять сложно, так как они могут купить билеты уже будучи в Москве.

- Вы здании МДМ есть ресторан. Он принадлежит вашему театру?

- Это наш партнер. Наше сотрудничество – продолжение традиции театральных районов Нью-Йорка или Лондона, когда в ресторане рядом с театром можно пообедать или поужинать до или после спектакля по специальным ценам. В нашем театральном ресторане скидки для групп могут достигать 20-30 и порой даже 40 процентов.

Кстати, в МДМ, помимо театрального ресторана, есть множество других заведений общепита – от «Макдональдса» до «Иль Патио» на любой уровень дохода. Мы можем оговаривать как индивидуальное бронирование и организацию питания, так и групповые посещения. Поможем забронировать хоть целиком ресторанный зал, кафе, даже «Макдональдс». Это будет организовано быстро и недорого.

Еще один важный момент: перед театром организована большая парковка и для частных автомобилей, и для туристических автобусов. Там можно поставить 2-3 автобуса на время спектакля, последующего обеда или ужина. Мне кажется, такого не предлагает ни один театр в Москве. Более того, прямо в здании МДМ расположен вход-выход станции метро «Фрунзенская», так что даже в дождь вы попадете в театр, не замочив головы. Просто пройдете из метро к главному входу в театр по крытой галерее.

А еще для туристов в театре есть камера хранения. Можно приехать на мюзикл с багажом и потом сразу отправиться на вокзал или в аэропорт. Тот же аэропорт «Внуково» или три вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский, например, находятся прямо на нашей ветке метро.

- Как вы пережили локдаун в Москве и сохраняются ли какие-то ограничения в вашей работе в связи с коронавирусом?

- Мы не прерывали работу ни на один день даже прошлым летом, когда был карантин. Готовили спектакль, в августе начали репетиции, а с 17 октября, когда состоялась премьера, играли каждый день и продолжаем это делать. Сейчас сохраняются ограничения по загрузке зала в 50% и соблюдению социальной дистанция, мы их соблюдаем. Но, учитывая, что зал на 1800 мест, у нас 900 зрителей на каждом спектакле, и этим мало кто из московских театров может похвастаться.

www.broadway-moscow.com

Telegram

Ирина Сафронова, специально для RATA-news