Альфа Страхование

Смогут ли российские самолеты выполнять новогодние рейсы?

Как стало известно «Коммерсанту», 18 августа исполнительный секретарь ЕКГА (межправительственный союз авиавластей, объединяющий около 40 стран) Раймон Бенджамин официальным письмом проинформировал главу Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) РФ Николая Шипиля о решении ЕКГА с 1 января 2005 г. запретить полеты в европейские аэропорты самолетов, не оборудованных TAWS - системой предупреждения о сближении с землей, используемой для оценки рельефа местности в направлении полета. В документе также говорится, что российская система сигналов опасного сближения с землей (ССОС), которой сейчас оборудована большая часть российского парка воздушных судов, не имеет функции оценки рельефа местности, что не соответствует стандартам ICAO. Аналогичные предупреждения получили авиационные администрации Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, КНДР, Египта, Венгрии, Казахстана, Латвии, Молдавии, Таджикистана и Украины.

Стандарт Международной организации гражданской авиации (ICAO, приложение 6, часть 1, глава 6, пункт 6.15.3) на оборудование системой TAWS воздушных судов с максимальной взлетной массой свыше 15 тонн вступил в силу с 1 января 2003 года. Однако страны-участники ICAO по разным причинам воспользовались своим правом несколько отложить введение аналогичного стандарта у себя. В Европе пауза оказалась недолгой.

В ФАВТ официально пока затруднились оценить последствия принятого ЕКГА решения. По разным оценкам, сейчас в России TAWS оборудовано от 15 до 38 воздушных судов. Очевидно, запрет не коснется основных регулярных перевозчиков: "Аэрофлот" и "Трансаэро" используют для полетов за рубеж иностранные суда. Финансовый директор "Пулково" Борис Гудкович, что у его компании тоже не будет проблем с введением нового стандарта. "Все системы стоят на наших самолетах", - сказал он. Восемь Ту-154 авиакомпании "ЮТэйр", допущенных сейчас для полетов за рубеж, по словам ее генерального директора Андрея Мартиросова, еще только предстоит оборудовать системами TAWS. По его подсчетам, затраты составят от $90 тыс. до $180 тыс. на каждый борт.

В основном новый запрет затронет чартерных перевозчиков, использующих не новые Ту-154 и Як-42. В компаниях "Континентальные авиалинии" и "Кавминводыавиа" сообщили, что они знают о проблеме и к январю переоборудуют свои суда. Между тем, по мнению участников рынка, коллапс на чартерном рынке все же возможен. "Проблемы могут начаться в первых числах января, - говорит коммерческий директор авиакомпании «ВИМ-авиа» Борис Шокуров. - С 26 декабря по 9 января только из Москвы в Европу выполняется порядка 100 рейсов. Большинство из них - на лайнерах Ту-154 и Як-42».

Директор по продажам и маркетингу авиационного направления ЗАО "Транзас", специализирующегося на навигационных системах, Дмитрий Степанов считает, что под новые требования ЕКГА нужно переоборудовать от 360 до 420 бортов. Столько самолетов в России, по разным оценкам, было оборудовано системой TCAS-2, предупреждающей столкновение в воздухе. Установка импортного TAWS стоит около $100 тыс. (без стоимости доставки и растаможки), российского - менее $90 тыс.

  • Еще материалы этой рубрики