Интурмаркет с 1 октября

Владимир Гетман: «Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»

Оренбургская область пока привлекает туристов, в основном, из соседних регионов и прежде всего – солеными озерами в Соль-Илецке. Однако потенциал региона значительно больше. В этом убежден основатель туроператора VisitОren Владимир Гетман. В рамках проекта «Просто Россия» предприниматель рассказывает о своих планах и уже реализованных идеях.


- Судя по названию, компания специализируется на приеме туристов в регионе?

- Мы позиционируем VisitOren как туроператора по инкамингу. Основной упор делаем на новые и не стандартные для нашего региона маршруты и индивидуальные туры. Пока длился период самоизоляции, мы разработали линейку экскурсий по архитектуре города, истории купечества, урбанистике и другие. Отдельное направление компании – детские квест-экскурсии.


Мы считаем, что Оренбург должен стать заметной точкой на туристической карте России. Но для этого нужно, чтобы город перестал ассоциироваться только с солью и пуховым платком. Конечно, мы гордимся этими брендами, но у нас есть еще много интересного.


- А куда бы вы перенаправили турпоток с соль-илецких озер?

- Прежде всего, мы стремимся не перенаправить турпоток, а повысить уровень сервиса на наших озерах. Пока он примерно на отметке Анапы 2005 года. Мы очень рассчитываем это изменить после нормализации ситуации на рынке. Например, предложить программы поездок через Оренбург и заселение в хорошие гостиницы, а затем трансфер до озер в комплекте с экскурсионными программами. Гостей в первую очередь ждем из Пензы, Самары, Саратова и Башкирии. В основном на 5-7 дней – как правило, только на уикенд сюда не едут, это маловато.

К сожалению, в этом году из-за пандемии озера весь сезон были закрыты для посещения. Поэтому те несколько миллионов человек, которые ради них посещают Оренбург и область каждое лето, не приехали. Однако ситуация с пандемией не будет длиться вечно, и когда она уйдет в прошлое – мы будем готовы.


- С каких новых ракурсов вы бы хотели представить ваш регион?

- Начнем с того, что Оренбург – это купеческий город с очень богатой историей. В свое время он играл серьезную роль в торговом обороте между Россией и Азией. Здесь жили купцы, которые строили заводы, создавали промыслы.

Также здесь побывало немало известных людей. Например, в пределах нынешней Оренбургской области, в селе Аксаково, жил Сергей Аксаков и написал сказку «Аленький цветочек». Александр Пушкин побывал в Оренбурге в 1833 году, что помогло ему собрать материалы для «истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Есть у нас места, связанные с именами Льва Толстого, Глеба Успенского, Владимира Короленко, Василия Жуковского.

У нас в городе появился и первый в стране провинциальный водопровод. А еще в регионе всегда была крупная сельскохозяйственная житница. Обо всем этом хотелось бы напомнить, в первую очередь, самим оренбуржцам, открыть им их город по-новому. Ведь трудно привлечь гостей туда, где жители сами до конца не понимают исторической и культурной ценности конкретного места. Пока наши опросы показывают, что очень немногие горожане знают историю Оренбурга.

- Удалось ли опробовать то, что было разработано в период карантина? Для детей, взрослых?

- Мы успели реализовать несколько маршрутов для школьников в августе и сентябре. Моя идея заключается в том, чтобы работать не только с городом, а еще и сформировать не менее одной туристической программы для каждого досягаемого муниципалитета в области. Этот вопрос уже проработан, например, с Шарлыкским районом. Ранее туда ездили только в музей татарского поэта Мусы Джалиля, уроженца селя Мустафино. Мы же постарались открыть направление как край родников, которых на территории огромное количество.

Надо понимать, что Оренбург – город в степи, среди песка и пыли. А Шарлыкский район уникален для наших территорий, там находится несколько сотен чистейших родников и водоемов. Поездка туда – это релакс-тур, во время которого туристов не нагружают лишней информацией. Основных целей путешествия две. Первая – скопление родников под поселком Шарлык, на одном из которых организуется пикник у водопада. Места необычайно красивые для нашей степной зоны. Первые полчаса люди буквально пытаются прийти в себя, не понимая, как они из засушливой степи попали прямиков в «тропики».


Вторая точка – ландшафтный парк в поселке Луна, который также образован родниками, но уже облагороженными. В парке гуляют лоси, олени, павлины, плавают лебеди и карпы. В общем, семейный релакс.

В этом районе также расположен музей боевой славы, который мы презентовали еще и как музей труда. Ведь в экспозиции есть макеты первых сепараторов, сеялок и комбайнов региона. Добавили экскурсию на пшеничные поля, где ребятам рассказали, откуда берется хлеб, и покатали их на комбайнах. У детей глаза горели!

По-новому открыли Саракташский район, где создан музей Черномырдина. Этот человек родился в обычной семье, в селе Черный Отрог. У сооснователя «Газпрома» в детстве не было ни своей комнаты, ни даже нормальной кровати – а ведь каких высот он смог достичь.


Третий муниципалитет, за который мы взялись, – тот самый Соль-Илецкий. Хотим обыграть расположенную там Кумакскую пустыню и Букобайские яры. В следующем году завезем туда верблюдов и сделаем нечто вроде стоянки в пустыне, например, в виде юрты. Верблюды есть в Оренбурге, держат их местные предприниматели на конефермах. Договоримся с теми, кто готов несколько верблюдом держать Соль-Илецке, организуем катание, фотосессии, продажу сувениров.

Кумакская пустыня – это гряда необычных песчаных барханов посреди степи, на дне древнего высохшего моря. Идеальное место для потрясающих фото и видео.


Букобайские яры – природный памятник, скальные породы с шаровидными формами выветривания. Они обладают уникальной энергетической силой. Отличное место для медитаций, за этим сюда съезжаются со всех концов Оренбуржья и из соседних регионов. Туристов привозят на закате для восполнения энергетического баланса. И, опять же, здесь получаются невероятные фотографии.


- Однако сейчас работа с детьми официально невозможна. Как вы действуете в этой ситуации?

- Сейчас проект ориентирован на семьи, взрослых, женские компании. А чтобы увеличивать спрос на наши продукты в дальнейшем, мы организовываем сообщество «Клуб неравнодушных оренбуржцев». В него вступают кондитеры, рестораторы, отельеры, художники и мастера народных промыслов. В рамках проекта уже запустили линейку сувениров, которые изготавливают только местные ремесленники.

- Открыли собственное производство?

- Нет, организовали кооперацию с разными предпринимателями. От нас поступает заказ на небольшие партии необычных вещей, которые мастера воплощают за наш счет. Например, броши из валяного пуха, расписанного тонкой иглой, пуховые изделия, уникальные эскизы для открыток и т.д. Пока сами изделия представлены в головном офисе компании, их можно приобрести только на наших экскурсиях. Но скоро сувениры появятся в интернет-магазине, сейчас он в разработке. Дальше хотим объединяться с гостиницами, чтобы размещать у них свои брошюры и сувениры на льготных условиях.


- Вопрос, наверное, преждевременный, но все же – VisitОren приносит прибыль?

- Пока нет. Мы ставим низкомаржинальные цены на экскурсии, чтобы привлечь людей. А ведь еще требуется создание портала и его продвижение. В общем, идет период затрат.

- Что в таком случае помогло остаться на плаву в кризис?

- Мой второй проект – туристическое и консалтинговое агентство 1Travel, у него контракты с более сотней туроператоров страны. 80% продаж с самого начала были по России. Этот бизнес пока и служит поддержкой VisitOren.


- Каковы планы по дальнейшему развитию?

- Согласно нашей стратегии, VisitOren должен стать крупнейшим туроператором Оренбургской области. Совместно с местными предпринимателями сформируем не менее 10 хороших туристических мест с природными достопримечательностями, культурными, природными и историческими ресурсами. Организуем инфраструктуру без капитальных сооружений и сервис – развлечения, питание, беседки, столики, туалеты, мусорные контейнеры.

Еще нам хотелось бы продвинуть образовательный квест. По нашим данным, после 40-минутного урока истории ребенок на следующий день может вспомнить не более трети услышанного. А за 40 минут нашей экскурсии – 70%.


Интерактив, игровой формат помогают сделать наши маршруты не только развлечением, но способствуют развитию детей. Мы хотим, чтобы все школьники города стали нашими клиентами и узнали, в каком замечательном месте они живут.

Татьяна Крикун, специально для RATA-news