fox-express.ru

Астрахань: арбузы, вобла и круизы по Каспию

«О, Астрахань! Твой позолоченный кич Не упаковать в золотую картонку», – писал поэт. Но «кич» тут – скорее комплимент, символ фантастического разнообразия туристических ресурсов и области, и города, который в последнее время называют каспийской столицей России. Возможно, и за умение, подобно Москве, «переварить в себе» элементы вроде бы взаимоисключающие и несовместимые: Русь, Великую Степь, Персию, Индию, Турцию и иные веси.

И вполне символично, что заключившая минувший туристический год международная с участием всех каспийских стран конференция по развитию туризма, организованная Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральным агентством по туризму и областными правительством и Министерством спорта и туризма, была посвящена именно Астраханской области.

Сегодня туризм занимает весьма заметное место в экономике региона – на 1000 ее жителей приходится до 50 туристов. Культурно-исторические и природные памятники области известны далеко за ее пределами. Астраханский кремль посещает до 700 тыс. человек в год и скорее всего весной нынешнего года он будет включен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО (фото).

Недалеко от Астрахани находится Сарай-Бату – бывшая столица Золотой Орды. Лотосы и фламинго – символы биосферного заповедника в дельте Волги. Осенью минувшего года в Астрахани был открыт оперный театр в типично «астраханском» стиле на 1200 мест – безусловно, лучший из построенных в России в постсоветское время (фото).

Астраханские бренды – арбуз, вобла, тот же лотос – давно известны на туристическом рынке. Два года назад в Астрахани был открыт первый бизнес-отель уровня 5*. Всего же в 600-тысячном городе насчитывается более 150 объектов размещения.

И все же... До 80% областной туристической сферы составляет рыболовно-охотничий туризм – в дельте Волги сегодня насчитывается около 500 баз, гостиниц и гостевых домов разной вместимости для рыбаков. Еще 7% турпотока приходится на деловой туризм, а остальные виды туризма не «набирают» и 13%. Такая структура, по мнению руководителей астраханского туризма, нуждается в серьезной корректировке. Иными словами, не только рыбой и арбузами жива астраханская земля.

Она, например, имеет прекрасные условия для развития этнотуризма – в Астраханской области живут представители 160 национальностей, народностей и этносов, исповедующих христианство, мусульманство и буддизм. Многие уникальные исторические памятники сохранились до сих пор, например, Белая мечеть и недавно восстановленный Владимирский собор. В области живут мастера уникальных промыслов – чаканоплетения, изготовления сувениров из рыбьей чешуи и т. д.

Исключительно богата область кулинарными традициями – о них рассказывает недавно изданная по инициативе губернатора Александра Жилкина книга «Кулинарное путешествие в Каспийскую столицу». Книга представляет собой не только увлекательное чтение, но и подробный рассказ о местных, формировавшихся на протяжении веков и с участием разных народов, блюдах (в первую очередь, рыбных), о которых в Центральной России вряд ли кто-то слышал. Таких, в частности, как рахманка из разных видов рыб, вялеха отварная, астраханская тюря и мклак (нижняя губа сома). Любое из этих блюд в окружении других, более привычных, десятков различных видов ухи, к примеру, могло бы стать темой для особого, гастрономического маршрута. Некоторые кухни, как, допустим, ловецкую (ловцы – рыбаки, живущие в низовьях Волги), впору заносить в гастрономическую Красную книгу.

Один из самых актуальных и острых вопросов развития астраханской туристической отрасли, по мнению главы Ростуризма Александра Радькова, перспективы круизного туризма на Каспии. Что требуется? Строительство современных круизных судов. Создание развитой портовой инфраструктуры. Строительство стоянок и баз для яхт. Приведение в порядок пляжей. Подготовка квалифицированных кадров и унификация визового режима для участников круизов. А для этого, возможно, стоит начать с создания Координационного совета по развитию туризма в Прикаспийском регионе с участием представителей пяти прикаспийских стран. А также сформировать единый узнаваемый турпакет на Каспии, систему его продвижения на рынок, установить прочное партнерство с профильными туроператорами и начать строительство соответствующей запросам потенциального клиента инфраструктуры.

Возможно, астраханцам следует внимательно изучить опыт питерцев, которым поделился с ними вице-президент РСТ Сергей Корнеев, ведь на Балтике отечественный круизный туризм тоже начинался практически с нуля. Несколько лет назад на теплоходе «Мария Ермолова» был проведен пробный тур по маршруту Астрахань – Актау (Казахстан), который ясно показал, что в деле развития круизного туризма на Каспии (особенно международного) сегодня больше проблем, чем достижений. Нет межгосударственных соглашений о круизном туризме. Не определен собственно юридический статус Каспия (море? озеро?). Не предоставляются льготы по приему пассажиров. Нет взаимного признания пассажирских лицензий и единых правил внешнего и внутреннего каботажа, а также страхования судов. Не решены экологические вопросы и вопросы безопасности мореплавания на Каспии. Даже не обсуждался на межгосударственном уровне вопрос о создании в регионе единого безвизового пространства. Последнее весьма проблематично, учитывая закрытый характер двух прикаспийских стран – Ирана и особенно Туркменистана.

Вдобавок потенциальные организаторы каспийского круизного туризма пока не очень отчетливо представляют себе, кто именно будет потребителем их турпродукта. Тем не менее, как говорят на Востоке, дорогу осилит идущий, и начинать круизный туризм на Каспии следует с 2-3-дневных маршрутов, и возможно, выходного дня (маршрут Астрахань – Махачкала – Дербент – Баку).

 

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news