Выезд российских туристов за границу в 2007 году
Выезд россиян на отдых за границу в 2007 году подскочил значительно - на 20,8%. Во всяком случае, за последние годы похожая динамика была зафиксирована лишь в 2002 году (20,3%), с тех пор этот показатель выше 15,5% (2004 год) не поднимался. Таким образом, за рубежом в прошлом году побывало 9 млн. 369 тыс. российских туристов – на
1 млн. 616 тыс. больше, чем в 2006.
Можно, конечно, говорить о росте благосостояния россиян – не было бы денег, не поехали бы. Но, с другой стороны, как ни странно, такой спрос на заграничный отдых во многом спровоцирован жесткой конкуренцией на российском туристическом рынке. В прошедшем году многие операторы наращивали объемы, чтобы «не сдуться» на фоне активности конкурентов. Рынок развивался и экстенсивно, и интенсивно – кто-то расширялся, выходя на новые для себя направления, кто-то копал «в глубину», пытаясь раскрутить неизвестные курорты в уже освоенных странах. Альтернативной перевозки на некоторых массовых направлениях понаставили столько, что демпинг был неизбежен. Туристам это хорошо – грех не поехать на Крит или в Таиланд по ценам ниже себестоимости.
Рекордсмены прошедшего года по динамике роста – в основном, экзотические направления: Израиль (91%), Мальдивы – (79%), Вьетнам (69,5%), Таиланд (60%). Из европейцев, если не брать Сербию и Черногорию, которые вместе прибавили 169%, в лидерах Австрия (44%), Литва (43%), Нидерланды (37%), Хорватия (36%), Кипр (33%). Хотя туроператоры не во всем согласны с этими показателями. И вообще, как только появились итоговые цифры, выяснилось, что во многих случаях они расходятся с соответствующими национальными показателями представленных в таблице стран. Причем, данные Росстата не всегда отличаются в меньшую сторону. Например, по Кипру все наоборот: наша статистика дает выезд 155,5 тыс. россиян, а кипрская чуть меньше – 146 тыс. Случаются и откровенные казусы. Если верить нашим пограничникам, то в Австралии в прошлом году побывало 34 туриста из России, а в Катаре – 26,7 тыс.
Корреспонденты RATA-news опросили туроператоров, пытаясь выяснить, соответствует ли российская статистика их собственным оценкам динамики различных направлений. В опросе приняли участие компании «Альтус», «Альцес», «Амиго-турс», «Арт-тур», «Астравел», «Бюро-3-Виза», «Ванд Интернешнл тур», «ВКО», «Вояж-Сервис», «Гогуни», «Джет Тревел», «Евроэкспо.ру», «Интревел-Столешники», «Консол», «Лабиринт», «Максима-Тревел», «Меридиан-экспресс», «Музенидис-тревэл», «Мультитур», «Натали турс», «Ориент», «ПАК-групп», «Пакс», «Русский экспресс», «Солвекс-трэвэл», «ТревелГарант», «Трэвеллэнд», «Центральное агентство путешествий», «Чайка-тур», «Япония тур».
Из общих тенденций: значительно вырос поток в те страны, где богатая экскурсионка: Индия, Бирма, Вьетнам, Перу. Даже заядлые пляжники все чаще сочетают отдых с экскурсионными программами. Сформировалась явная мода на отдых в спа-отелях, что спровоцировано модой на здоровье и расширением соответствующего предложения. На курортах Италии, Венгрии, Литвы, Эстонии, Греции и многих других стран отели без спа-комплексов уже практически не строятся.
Вот сравнительная таблица выезда россиян за последние 5 лет и мнения туроператоров по основным направлениям (в порядке убывания).
за границу в 2007 г. с целью туризма
(поездки)
Страна 2007 2006 2005 2004 2003 Турция 1923363 1475558 1562642 1445815 1038593 Китай 1651715 1307009 1151605 941032 687521 Египет 1255399 902753 695676 586375 368405 Финляндия 657138 562615 391275 377067 327246 Италия 334113 245821 205566 156093 118981 Испания 318639 246112 218707 190891 168360 Украина 249051 511735 292200 329946 841692 Греция 243958 198783 146313 100309 91404 Таиланд 232247 144799 70850 80489 54803 Германия 231318 225741 231106 255954 278094 ОАЭ 207205 173885 166699 175187 145796 Чехия 177955 136239 124938 104783 51420 Болгария 173101 148266 121231 90949 73133 Франция 170665 138625 174063 138459 112149 Кипр 150520 113149 108119 104559 107290 Тунис 129749 93012 90522 87777 60130 Хорватия 116365 73621 58114 50861 33493 Польша 109046 169179 200529 322030 422003 Эстония 27002 71088 19337 16065 32981 Сербия и Черногория 55254 65767 33072 16969 12880 Великобритания 79231 60718 72264 66892 51551 Австрия 76972 53429 50495 43829 28811 Литва 63769 44640 44073 33131 35586 Швейцария 57639 44400 41295 42352 44608 Индия 53251 39598 35171 28342 12535 Израиль 45314 23657 27699 23641 26559 Латвия 31951 32930 40111 19334 18963 Южная Корея 32573 28911 29539 24113 16463 США 32800 25202 21064 19142 12860 Нидерланды 32965 23992 26492 22839 16348 Вьетнам 25691 15158 13342 12740 1748 Япония 25294 23328 25005 23041 17558 Венгрия 21978 21146 20881 17060 12772 Норвегия 18912 17659 15850 14964 17064 Мальта 17725 15519 13842 16333 14492 Дания 15494 13790 19567 17359 11909 Мальдивы 18415 10293 - 12914 2213 Всего выехало с целью туризма 9368968 7752847 6784695 6557116 5678447
+66454
Турция упорно держит первенство и прибавила по сравнению с прошлым годом 30%, значительно улучшив показатель 2006 года. Напомним, в 2006-м эта страна, хотя и занимала в таблице верхнюю строчку, но впервые за 7 лет показала снижение спроса - на 5,6%. «Восстановиться» помог спокойный – без терактов и обманов – сезон и, видимо, увеличенный после провала рекламный бюджет для российского рынка. Да и по соотношению цены и качества равных Турции, по-прежнему, нет.
Китай показал рост 26%, это направление, по-прежнему, держится на втором месте. Туроператоры отмечают увеличение турпотока в Китай с 2000 года на 20-30% ежегодно. Связывают это с общим повышением интереса к стране и с предстоящей Олимпиадой в частности, с активной работой в Москве представительства Управления туризма КНР. И конечно, спросу способствуют прямые рейсы на пляжный остров Хайнань.
В Египте россияне вышли на первое место по числу туристических прибытий. По национальной статистике, на египетских курортах отдохнуло 1 млн. 560 тыс. наших соотечественников, что на 52% больше, чем в 2006 г. Данные российской стороны скромнее – 1 млн. 255 тыс.Однако динамика Египта, как и в 2006 году, лучше, чем у Турции: +39%. И это несмотря на проблемы с овербукингом и печальной статистикой дорожно-транспортных происшествий. Неудивительно, что египтяне почивают на лаврах и не особо беспокоятся по поводу жалоб на сервис в отелях.
Финляндия, по ощущениям турфирм, прибавила больше, чем «табличные» 17%. И, опять же, хвалят работу представительства МЕК -Центра по развитию туризма этой страны. Финскийспрос распределен по сезонам довольно ровно с небольшим перевесом в лето.
Италия «официально» прибавила 26%, по оценкам туроператоров больше – до 35%. Это направление явно становится самым популярным из визовых стран. Кстати, по данным ENIT,в прошлом году в Италии отдохнуло не 334 тыс. россиян, как следует из таблицы, а 580 тыс. Эта страна всегда модна, отличается высокой возвратностью туристов. Все больше игроков рынка выходит на это направление, все больше ставят чартеров, все больше осваивается курортов.
29-процентный рост Испании, в принципе, соответствует оценкам туроператоров, хотя некоторые называли цифру выше – до 40%. По мнению экспертов, любителей сочетать пляжный отдых с экскурсионными программами, становится все больше, и этот спрос будет расти в ближайшие годы. Это в общем. А в частности, спрос на Испанию «подогрели» пожары в Греции, ограниченная отельная база в Хорватии и активное включение в турпоток регионов. Сработала и хорошая реклама, и расширение ассортимента экскурсионных туров. Испанский авиаперевозчик Click Air начал прямую чартерную программу Барселона – Москва, чартерный сезон продлился до конца октября.
Данные по Украине (минус 52%) туроператоров удивили. У многих в прошлом году был рост и по Крыму, и по Киеву, причем этот показатель доходил до 50-60%. Это, опять же, к вопросу о несовершенстве российской статистики.
С данными по Греции (+23%) туроператоры, в общем, согласились, хотя ожидали они большего. «Недотянуло» направление из-за недостатка рекламы: в 2007 году греки очень мало средств выделили на Россию. Некоторые высказали мнение, что подтянулись по сервису прямые конкуренты Греции, в первую очередь, Турция.
На Таиланд в прошлом году был практически бум, это направление – один из лидеров роста. По мнению экспертов, в страну активно поехали российские регионы. Не случайно авиакомпания «Трансаэро» начала использовать на этом направлении большие дальнемагистральные Боинги-747 на 460 мест.
Мнения туроператоров по Германии (+2%) разошлись. Некоторые утверждают, что у них по прошлому году рост достиг 30%. В основном, выросла экскурсионка и конгрессно-выставочный туризм, горнолыжные курорты на российском рынке раскручены мало. Увеличился спрос на языковые курсы в Германии, а также на SPA и оздоровительный туризм. Впрочем, эксперты вспоминают, что в начале 2007 года на этом направлении был примерно двухмесячный период спада, обусловленный изменениями в требованиях немецкого консульства. Народ успел скорректировать туристические планы и по инерции не обращался за визой еще два месяца. Потом поток стабилизировался.
По ОАЭ тоже нет единого мнения. У тех фирм, которые не работают с регионами, спрос по сравнению с прошлым годом практически не изменился. А те, у кого в объеме продаж российские регионы составляют большую часть, с ростом 19% согласны. И все отмечают, что цифры могли бы быть выше, если бы это позволяла гостиничная база Дубая. Операторы с нетерпением ждут открытия новых отелей в этом году, в том числе знаменитый Atlantis на 1500 номеров.
По Чехии (+31%) цифры вполне реальные, поток действительно вырос, несмотря на подорожание туров. Эта страна остается одной из самых дешевых в Европе и одной из самых красивых, а потому «возвратной». Активнее стало работать представительство Chech Tourism, появляется больше рекламы, авиакомпания ЧСА увеличила количество рейсов из Москвы, подняли Самару и Воронеж. Перевозка выросла на 40%, и все рейсы летают с хорошей загрузкой.
Болгария в таблице выросла на 17%, а по мнению экспертов – на 20-30%. Эта страна благоприятна для увеличения объемов продаж: строится много отелей, цены «дружелюбны», вариантов авиаперевозки – масса, практически нет языкового барьера, хотя страна европейская, очень хорошее направление для детского отдыха. По данным болгарской статистики, страна приняла в 2007 году 250 тыс. туристов из России. Наши цифры ниже – 173 тыс.
На 30%, по оценкам операторов, выросла иФранция, хотя таблица показывает +23%. Во-первых, сработал отложенный спрос после прекращения студенческих волнений и беспорядков в пригородах Парижа. Во-вторых, в целом нормализовалась ситуация с оформлением виз, которые при официальном сроке 2 недели периодически выдают за 3-4 дня. Положительную роль сыграло и то, что французы все чаще оформляют мультивизы – это стимулирует туристов к повторным поездкам. И помогает активная позиция представительства Maison de la France, сотрудники которого не только продвигают направление, но и стараются помогать туроператорам в решении возникающих проблем.
Кипр, по мнению операторов, как любое пляжное направление, показывает только увеличение турпотока. По оценкам экспертов, в прошлом году рост составил около 30%, по таблице – 33%. Совпало.
По данным национальной статистики, в Тунисе в прошлом году отдохнуло 140 тыс. россиян, по данным российской стороны – около 130 тыс. Росту спроса (+39%) способствует начатая в 2005 году реализация программы по улучшению сервиса, которая, в частности, предусматривает введение новой, более жесткой системы классификации гостиниц. В настоящий момент ее прошли уже больше 140 отелей.
Статистические данные по Хорватии (+36%) вполне соответствуют действительности, считают эксперты. Этому очень способствовала активная рекламная политика Хорватского офиса по туризму, увеличение рекламы направления в России и расширение региональных чартерных программ.
Туроператоры по Польше считают, что 36-процентное снижение соответствует действительности, однако это не касается реального турпотока. Когда в прошлом году начались визовые ужесточения, связанные с перспективой вхождения Польши в Шенген, многие перестали ездить в частные поездки, на шопинг или из Калининграда на уикенд. Но туристы были готовы подавать все необходимые документы и платить за подорожавшую визу. Истинный туризм из России в Польшу не уменьшился. Но и не вырос.
Великобритания показала 30-процентный рост лишь потому, что необходимость сдавать биометрические данные появилась только в ноябре 2007-го. Весь год прошел неплохо. По мнению турфирм, хорошо работает представительство Visit Britain: мероприятия, рекламные туры, участие в выставках. Растет спектр экскурсионных предложений: Шотландия, Центральная часть Британии, новые программы по Лондону. Все активнее спрос на языковые программы. До ноября 2007 года были удобные условия для получения визы: срок, перечень документов, отказы менее 5%. Отпечатки пальцев, которые можно сдать только в трех городах России, необходимость личной явки заявителя в консульство и прочие визовые проблемы, с которыми сталкиваются туроператоры с конца прошлого года, наверняка аукнутся в этом.
Австрия. «Табличные» 44% и «туроператорские» 40% вполне совпадают. Австрия много вкладывает в рекламу. Вена всем известна, ее легко продвигать. Появились новые авиарейсы.
Черногорию пока еще сравниваем в компании с Сербией: это теперь разные страны, но по предыдущим годам цифры есть только совместные. В 2007 году популярная Черногория приняла 66,5 тыс. российских туристов. Гораздо менее раскрученная Сербия – 55,3 тыс. Вместе они прибавили 169%. Некоторые туроператоры оценивают рост по Черногории в 100%. Это относительно новое направление, что уже интересно, безвизовое, с хорошими пляжами, большим выбором сертифицированного частного сектора для размещения, множеством новых отелей уровня 4-5*. Все это и привлекает туристов.
Страны Балтии располагаются в разных частях итоговой таблицы, однако поговорим о них «компактно». Показатель Литвы (+43%), по мнению экспертов, преувеличен, большинство согласны с ростом 25-30%. Но и с 3-процентным снижением Латвии операторы тоже не согласны – в основном, называют рост 15-20%. И объясняют это частичной переориентацией турпотока с эстонского направления на Литву и Латвию. Эстония в таблице – чемпион по снижению: минус 62%. Эксперты считают, что это слишком. Конечно, «эстонский» год из-за политических событий был неудачным, и падение спроса, конечно, было, но Новый год и Рождество ситуацию вытянули. В результате некоторые фирмы по итогам года даже констатируют увеличение продаж на 10-15%. Совершенно очевидно, что в лучшую сторону меняется туристическая инфраструктура стран Балтии. Появляются новые гостиницы, в том числе спа-отели известных мировых брендов, строятся новые спортивно-развлекательные центры. Национальные туристические офисы этих стран также стали более активно продвигать свои направления, появилось больше рекламы.
С ростом Швейцарии на 30% эксперты согласны и связывают это с двумя моментами. Во-первых, исчез стереотип дороговизны: с ростом курса евро европейские направления, которые раньше были дешевле, теперь сравнялись по стоимости с Швейцарией. А во-вторых, эта очаровательная страна притягивает к себе, увеличивая процент возвратных туристов.
Индия прибавила 34,5%. Операторы так комментируют эту цифру:увеличение потока пляжников – не более 15%, а вот экскурсионные туры выросли на все 40%. Туристы стали больше ездить на север Индии, посещать рериховские места, Бомбей, Гималаи, а прежде предпочитали только Дели и Гоа.
Израиль вырос на 91,5%, и туроператоры с такой оценкой вполне согласны. Израильтян, правда, наши цифры въезда из России в 2007 году (45,3 тыс.) не устраивают, и они дают свои -около 200 тыс., что на 160% больше, чем в 2006.Так или иначе, росту способствовала стабильная политическая обстановка на Ближнем Востоке и отложенный спрос, вызванный ее обострением в предыдущие годы. Без проблем сейчас можно получить израильскую визу. Более того, спрос на этом направлении превышает предложение и сдерживается нехваткой отелей на курортах страны.
37% роста Нидерландов - это слишком много, считают туроператоры. Такое повышение могли бы обеспечить дополнительные авиарейсы, но их на этом направлении не было. Максимальное увеличение, какое могло быть, – 15-20%. И прирост все же был, потому что Управление по туризму Нидерландов, наконец-то, обратило на Россию внимание – стало участвовать в выставках. К тому же, соседняя Бельгия начала выдавать визы (в 2006 не выдавала), поэтому стали возможны комбинированные туры Бельгия – Голландия. Главный тормоз развития направления – дороговизна перевозки (KLM и «Аэрофлот»). Клиенты спрашивают туры, но, узнав цену, отказываются – получается дороже, чем во Францию, Германию, Италию.
США: 30% роста полностью совпали с подсчетами многих туроператоров. Направление растет за счет трех факторов. Во-первых, в США едут туристы, которые уже поездили по Европе и решили добраться до Америки. Во-вторых, многие россияне уже наработали travel history, достаточную для получения визы США. В-третьих, стало выгодно ездить в Америку из-за падающего курса доллара – дешевле, чем в Европу. При этом США предлагает большой спектр туристических услуг. В-четвертых, консульство сейчас работает очень хорошо. Турфирмы на 90% уверены, что клиенты, прошедшие их отбор, визу получат.
Южная Корея - направление дорогое, для индивидуальных туристов. И рост 12,6% - во многом заслуга московского представительства Национальной организации туризма Кореи, которое очень старается, помогая туроператорам рекламой и разными акциями вроде автопробегов по корейским дорогам с участием российских журналистов.
Вьетнам - массовое и недорогое направление по сравнению со многими другими странами Юго-Восточной Азии, что и обуславливает рост 69,5%. Эта страна становится у наших соотечественников все более популярной и даже модной.
Япония прибавляет понемногу, в прошлом году – 8%, хотя туроператоры считают, что больше. В России растет интерес к Японии, ее культуре, истории и кулинарии, чему во многом способствуют многочисленные рестораны японской кухни в Москве. Японская национальная туристическая организация (JNTO) и Культурный центр посольства Японии в России в последнее время все больше средств и усилий направляют на популяризацию своей страны.
Венгрия, по данным бюро советника по туризму посольства в Москве, в прошлом году приняла 140 тыс. россиян – на 30% больше, чем в 2006. По данным Росстата – около 22 тыс., рост 4%. Это таинственное разночтение возникает каждый год и очень расстраивает венгерскую сторону. Отдельно взятые туроператоры склонны оценивать рост в 5-10%. В первую очередь, увеличивается количество туристов, отправляющихся на лечебные курорты (Хевиз, Хайдусобосло). Венгерский спрос развивается за счет притока клиентов с других направлений, благодаря низкой ценовой планке туров и приятных экскурсионных предложений.
Мальдивы показали рост 79%, и он реальный, считают туроператоры. Увеличилась емкость чартеров, появился еще один крупный игрок на рынке. Растет отельная база. Все активнее едут дайверы, базирующиеся на яхтах.
Судя по всему, наступивший год не будет легким для многих направлений, рынок с трепетом ожидает ценовых войн. Но – цыплят по осени считают.