Тревелпорт

«К системе кэшбэка вопросов нет, турфирмы адаптировались, клиенты тоже»

Третью акцию кэшбэка операторы называют самой успешной и по срокам, и по формату проведения, а также по технологической готовности всей системы. Первая неделя показала резкий рост продаж, несопоставимый с двумя предыдущими этапами программы.

Прошла неделя после начала третьей акции кэшбэка. Ее результаты не могут не радовать. Как сообщил Ростуризм, за семь дней объем продаж составил почти 2,5 млрд рублей. Программой воспользовалось более 100 тыс. граждан, получив возврат почти 500 млн рублей. По данным ВТБ, за неделю программы россияне потратили на бронирование авиабилетов и покупку туров 1,45 млрд рублей. Это на четверть больше, чем неделей ранее, и почти вдвое превышает показатели того же периода 2020 года, когда набирала силу пандемия.

«Тинькофф Индекс» говорит о росте 20% за неделю. Причем, по итогам первого дня акции, 18 марта, россияне потратили на туры в 4,6 раза больше средств, чем годом ранее. По словам сооснователя Level.Travel Дмитрия Малютина, на минувшей неделе продажи туров на российские курорты были в 3,5 раза выше, чем за тот же период 2019 года. С кэшбэком при этом был сделан 61% бронирований. 52% туров в рамках акции были проданы в Сочи, 9% – в Калининградскую область, 7% – в Санкт-Петербург.

Туроператоры также довольны продажами. Важно, что в этот раз практически нет нареканий к технической стороне акции. Бурный старт третьего этапа разительно отличается от вялого второго. Хотя сравнение, возможно, и не совсем корректно. В октябре был общий негативный фон, неотступающий коронавирус, ожидание очередных ограничений. К тому же даже при более благоприятных обстоятельствах четвертый квартал с новогодними каникулами, по словам операторов, не делает погоды на рынке: на него приходится менее 10% туристов от объемов всего года.

Из весеннего кэшбэка «выпали» июль и август, но даже попавшие в него май-июнь по продажам в несколько раз больше, чем весь четвертый квартал с Новым годом. Так что акция кэшбэка наложилась на органический рост, традиционный для этого времени года, когда люди начинают планировать летний отдых. В этом году в условиях неясности с открытием границ российские морские курорты расходятся на ура.

Некоторые эксперты еще в феврале, когда зашла речь о третьем кэшбэке, говорили, что Сочи, например, так загружен, что его можно вообще не стимулировать, с ним и так все будет хорошо. Однако город в третью программу попал, как и другие морские курорты. И уже первые дни продаж показали, что с местами здесь туго.

Мы попросили туроператоров поделиться своим мнением о первой неделе продаж в рамках третьего этапа кэшбэка.

Оксана Булах, компания «Алеан», Москва: «У нас рост бронирований от 50% до 200% в зависимости от направления. Количество заявок по кэшбэку в первые дни сравнялось с количеством заявок, которые относятся к текущим бронированиям. Примечательно, что в разы выросла осведомленность путешественников об акции – об этом говорит большое количество заявок от новых туристов и тех, кто едет по акции впервые. Но такой спрос привел к тому, что есть проблемы с подтверждением мест в отелях, особенно в самых востребованных на популярных курортах. Увеличился спрос на короткие поездки и выходные. Безусловно, в лидерах курорты Краснодарского края, Крым, Кавказские Минеральные Воды. Но также заметно смещение потребительского интереса и в сторону региональных продуктов».

Алексей Растегаев, компания «Круиз», Волгоград: «Звонки начались уже в ночь на 18 марта, когда стартовал третий этап. Определенная категория туристов ждала этой акции, боялась ее пропустить. Это же подтверждают и многие коллеги по турбизнесу в регионе, мы это обсуждали. А вот затем темп немного снизился, на мой взгляд. Оказывается, некоторые туристы не знают, все ли уже регионы открыты после пандемии, опасаются новых ограничений и отмены туров. Получается, что те, кто сознательно ждал этой акции, пришли за путевками, а остальных надо подтягивать. Думаю, не помешала бы более активная реклама кэшбэка на телевидении. И Роспотребнадзор мог бы сказать свое слово, как-то успокоить туристов, дать им перспективу. Что касается технических накладок, которые были в первых этапах, то сейчас ни у нас, ни у коллег проблем нет».

Сергей Ромашкин, компания «Дельфин», Москва: «Темпы продаж очень высоки, объемы бронирований в разы превышают второй этап в силу того, что сейчас начинают брать лето, а этот период – основной источник туристов. Но мы еще в феврале заметили, что рынок растет сам по себе, даже и без кэшбэка. Совпадение этих факторов дает общий рост где-то 40% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. В лидерах по-прежнему пляжные направления. Если в 2019-м в это же время на них приходилась только половина бронирований, то сейчас курорты Краснодарского края и Крыма дают 75% всех покупок, остальные направления вспомогательные – Кавминводы, Подмосковье, Калининград область, Москва, Питер, Золотое кольцо, Карелия, речные круизы. Например, Кавминводы вполне живенько продаются, но в 15 раз меньше, чем Краснодарский край.

Мы довольны. Работы прибавилось, но, учитывая прошлогодние потери, будем рады, если за два года удастся выйти в небольшой плюс. Огорчает только, что экскурсионные направления далеки от восстановления, ни кэшбэк им не помогает, ни даже снижение цены».

Елена Илькун, бюро путешествий «Казань»: «Все гораздо лучше подготовлено, чем в прошлые разы. Компании, которые, как и мы, участвуют в третьем этапе подряд, чувствуют себя увереннее, появился опыт. Во второй этап мы, например, включились не сразу, а в третий вошли уже быстро, не надо было заключать новых договоров с НСПК «Мир». Готов и рынок, и туристы. У нас есть клиенты, которые очень ждали начала акции, звонили, беспокоились. С 18 марта продажи сразу выросли вдвое: это влияние и кэшбэка, и наступающей весны, и стабилизации психологического состояния людей. Сейчас совсем другое настроение, чем прошлой осенью, когда пандемия вновь начала наступать. Много покупают туров в Санкт-Петербург. Даты – и на конец марта, и на апрель, на майские праздники. Вот на июнь пока маловато».

Валерий Сычев, компания «Росюгкурорт», Сочи: «Сейчас наш главный сотрудник – тарификатор. Идет вал изменений тарифов в ежедневном режиме. Редко, кто не меняет цены, со стартом третьего этапа кэшбэка все буквально как с цепи сорвались. Считаю, что надо было исключить Сочи из программы на лето, сочинский рынок перегрет, акция сильно подтолкнула объекты к шквальному повышению цен.

С трудом находим места на апрель, спасает только большая номенклатура наших объектов. Удивительно, но на май места еще есть. Думаю, начал сказываться фактор открытия Турции, высокие цены на нашем курорте и низкая глубина массовых продаж – в среднем 16 дней. По моим прогнозам, в течение десяти дней увидим волну «стопов» по маю. Оценивать, насколько выросли цены на проживание, пока рано, рост продолжается.

К системе вопросов нет, агенты адаптировались, клиенты успешно пользуются программой. Да и мы клиентов сопровождаем до покупки. Проблемы появились у агентств, которым приходится переделывать очень много предоплаченных бронирований. Надеемся, к концу недели ситуация стабилизируется. В целом по Сочи вопрос сезона можно считать закрытым. Все находятся в эйфории – вернулись времена СССР, когда спрос превышал предложение».

Лариса Федорова, компания «Виадук Тур» Москва: «Третий этап кэшбэка проходит заметно лучше второго. Многие люди переболели, вакцинировались, и лето приближается, поэтому продажи в разы активнее. Правда, не видим спроса на двух-, трехдневные поездки, то есть туры выходного дня. В основном, берут от четырех дней и дальние направления – Тюменскую область, Байкал, Карелию с Соловками. Большинство клиентов спрашивают праздничные даты мая и июня, чтобы выкроить на отдых больше дней.

Прежних проволочек, сбоев системы не наблюдаем. У нас все, кто оплатил туры, к примеру, 18 марта, через пять дней уже отчитались о возврате средств. Мирпутешествий.рф – это фактически справочный сайт, не имеет смысла ждать, что он станет дополнительной рекламой и с него придут новые туристы. Такого не было ни на первом, ни на втором этапе программы. Обычно звонят постоянные клиенты и те, кто узнал о компании по нашей рекламе, в том числе, в партнерских агентствах. Все очень хорошо, дай бог, чтобы эпидемическая обстановка не ухудшилась».

Ксения Лелекоба, компания «Лягушка-путешественница», Тюмень: «Мы продаем в рамках программы кэшбэка и брендовые маршруты по Тюменской области, и многие другие, например, Сочи, Байкал. Спрос хороший. Из брендовых особенно популярны «Императорский маршрут» и «Термальная столица России». Чаще это поездки на выходные, но туристы покупают тур и еще берут пару дополнительных дней с размещением в гостинице. В основном, туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Урала. Мы очень довольны акцией. Она в этот раз организована гораздо лучше и люди уже знают о кэшбэке. Но мне кажется, что время старта надо обозначать более четко. Осенью сразу говорили о 15 октября, мы к этой дате и готовились. В этот раз о подготовке третьего этапа объявили в конце января, рекомендовали разработать туры, в том числе, на 23 февраля, 8 марта и весенние школьные каникулы, а в итоге акция стартовала только 18 марта. Мы вообще в это время были на выставке MITT в Москве. Пришлось понервничать, не все программы успели к этому моменту выгрузить, до сих пор еще какую-то часть выставляем».

Татьяна Коршунова, «TUI Россия», Москва: «Мы отмечаем увеличение спроса на туры по России с момента старта третьего этапа примерно на 30%. Преимущество этого этапа в увеличенном периоде бронирования – у туристов больше времени для выбора и принятия решения.

В процессе выбора покупателю могут попадаться туры, не участвующие в акции, например, неклассифицированные средства размещения. Бывает, что туристы хотят получить кэшбэк, оплачивают картой «Мир», но забывают предварительно зарегистрировать карту в программе лояльности. Необходимо и больше информирования по платежной системе «Мир» – какие банки участвуют, как зарегистрировать карту, чем хороша такая карта и т.п. Зачастую туристы не знают, что могут воспользоваться акцией, необходимо больше ее популяризировать.

Главный фаворит на сегодня – Сочи и Анапа, затем идут Калининград, Кавминводы, Санкт-Петербург. На третьем месте туры на чартерной и блочной перевозке на Байкал – Бурятия и Иркутская область, а также Алтай. Хороший спрос на поездки в конце марта и начале апреля – туристы спешат на снежные склоны Шерегеша, пока еще есть возможность ухватить последние дни сезона».

Наталья Панферова, Светлана Ставцева, RATA-news