Travelport с 25 октября

У «Натали» все хорошо с Италией и Испанией, непонятно с Турцией, плохо Грецией

Испания, Италия, Эмираты и морские круизы – пока самые успешные направления для компании «Натали Турс» в сезоне-2010. Не столь радужно обстоят дела с Таиландом, Турцией и Кипром, и совсем плохо – с Грецией.

Вчера на встрече с журналистами президент компании Владимир Воробьев рассказал о первых результатах продаж сезона по ситуации на 25 мая. «Италию, Испанию, ОАЭ и морские круизы можно отнести к группе направлений, где все показатели - число бронирований, оборот, маржа - лучше, чем в прошлом году, – отметил г-н Воробьев. – В Испании эти показатели увеличились на 33%, 34% и 42% соответственно. Средняя стоимость тура выросла с $1315 до $1326, а средняя глубина продаж – с 44 до 55 дней». По мнению президента «Натали», эти успехи стали следствием нескольких факторов: сказался отложенный спрос, падение курса евро и разумная политика испанских отельеров. После прошлого сезона, ставшего для Испании самым плохим за несколько десятилетий, отельеры, особенно на Коста-Дорада и Тенерифе, подстраховались и уже в марте предоставили русскому рынку скидки на раннее бронирование до 30-40%.

В Италии рост по тем же показателям составляет 16%, 23% и 28%. Маржа выросла почти в четыре раза, средняя стоимость тура – с $1172 до $1241, а глубина продаж – с 36 до 51 дня. По словам Владимира Воробьева, общий рост рынка даже выше, чем рост «Натали», он составляет 25-30%.

Еще лучше ситуация в ОАЭ – плюс 41%, 30% и 44% соответственно. Правда, средняя стоимость тура упала с $1592 до $1479, а глубина продаж практически не изменилась, составив 27 дней. Эмираты, по словам г-на Воробьева, активно дают спецпредложения, а многие отели Мадината, Джумейры, городские гостиницы Дубая уже объявили стоп-сейлы до середины июля, средняя загрузка превышает 80%.

В Доминиканской Республике ситуация начала улучшаться с апреля. По состоянию на 25 мая число бронирований, оборот и маржа выросли на 92%, 108% и 158%. Средняя стоимость бронирования выросла с $2058 до $2237, а вот глубина продаж немного упала (с 41 до 39 дней), так как вырос объем перевозки.

Объем бронирований морских круизов вырос на 74%, оборот – на 40%. Однако средняя стоимость поездки на человека сократилась с $2986 до $2400. По словам г-на Воробьева, поскольку стоимость круизов объявляется заранее, те цены, по которым операторы продают сейчас, были сформированы круизными компаниями год назад, в разгар кризиса. Отсюда и падение средней стоимости тура на 20%.

Во вторую группу президент «Натали Турс» включил страны, где ситуация пока до конца не ясна. Это, в частности, Кипр. Количество бронирований здесь выросло на 10%, а оборот и маржа упали. Сократились также глубина продаж – с 36 до 30 дней, и средняя стоимость туров – с $1173 до $1038. Рост числа клиентов связан с расширением региональных программ, в частности, постановкой нового чартера из Перми. В Москве же, по словам г-на Воробьева, на продажи отрицательно влияет скандал вокруг чартеров в Ларнаку. «Периодически встает вопрос о том, чтобы отобрать лицензию и у «Трансаэро» (на которой летает «Натали Турс»), - рассказал г-н Воробьев. – Но даже если это произойдет, «Боинг-джамбо» этой авиакомпании полетит в Пафос (у SkyExpress нет лицензии на такие рейсы). По моей информации, на Кипре сейчас очень волнуются о судьбе чартеров из России, и если скандалы будут продолжаться, просто пересмотрят межправительственное соглашение о назначенных перевозчиках. Мириться с потерей туристов никто не будет». Владимир Воробьев добавил, что сейчас вслед за Москвой и некоторые региональные перевозчики пытаются получить статус назначенных в своих аэропортах. Если такой статус будет получен, это будет серьезным ударом для туроператоров, так как в регионах, в отличие от столичных аэропортов, нет выбора.

В Таиланде, несмотря на все перипетии, объем бронирований вырос на 74%, а оборот – на 70%. При этом средняя стоимость тура упала с $1190 до $1160, а глубина продаж – с 29 до 22 дней. Маржа на направлении отрицательная. «Таиланд – уникальный рынок, он быстро “схлопывается” и “расхлопывается”, - прокомментировал президент «Натали Турс». – Даже в разгар беспорядков в Бангкоке туристы не отказались от туров. Я думаю, как только положение улучшится и будет отменен комендантский час, выправится и финансовая ситуация у туроператоров. Хотя порядка полумиллиона долларов за апрель-май компания недополучила на этом направлении».

Турцию Владимир Воробьев назвал загадочным направлением. Количество броней здесь выросло на 40%, оборот – на 50%, средняя стоимость туров также выросла с $860 до $920, а вот глубина продаж и маржа сократились. Г-н Воробьев считает, что это падение связано с ростом рублевых цен на отели из-за колебания курса валют и с тем, что отельеры стараются выдерживать тарифы, заявленные ими в начале сезона. «Мы только что встречались в Дубае с 50-ю нашими лучшими агентами, - рассказал Владимир Воробьев. - Все они говорят, что Турция в этом году слишком дорогая, она не вписывается в бюджеты региональных туристов. В мае, пока цены в отелях были низкими, а самолетов летало меньше, емкости еще можно было загрузить, но в июне Турция начнет гореть, так как продажи на июль и август стоят, а крупные операторы, опасаясь, что мест не хватит, набрали гарантий».

Продажи Греции у «Натали Турс» в этом году не задались. Количество клиентов сократилось на 10%, оборот – на 25%, маржа – на 87%, а средняя стоимость тура снизилась с $1486 до $1246. К очевидной причине – политической нестабильности - добавилась и неопределенность с перевозкой на Ираклион. Отвечая на вопрос корреспондента RATA-news, почему та же нестабильность не влияет на туристов, выбирающих Таиланд, г-н Воробьев заметил, что Греция – второе после Турции направление для семейного отдыха. Отправляясь в отпуск с детьми, люди не хотят рисковать, например, нарываться на забастовку авиадиспетчеров. А в Таиланде количество детей даже в каникулы не превышает 7%, его чаще покупают молодые «рисковые» туристы. «В Таиланде снижение цен дает рост потока, в Греции – нет. Я сомневаюсь, что у кого-то сейчас может быть хорошая ситуация по Греции», - сказал президент «Натали Турс». Интересно, что если по другим направлениям оценки г-на Воробьева близки к мнению других операторов, то в случае с Грецией они расходятся. Популярные цепочки и основные игроки по Греции рапортуют о высоком спросе. Возможно, что на уровень продаж «Натали» отчасти влияет недостаточно широкий ассортимент отелей.

Общий рост числа бронирований у «Натали Турс» составляет 42%, оборота – 36%, маржи – 10%. В цифрах число туристов выросло с 65 тыс. до 92 тыс., оборот – с $84 млн. до $114 млн. Владимир Воробьев посетовал на потерю примерно 10% запланированной прибыли из-за падения курса евро к доллару. Но отметил, что для стран еврозоны это падение выгодно, так как позволяет привлечь больше туристов. У отельеров Испании, например, поток вырос на 20%. В целом по европейским направлениям, кроме Греции, рост объемов, по прогнозу г-на Воробьева, составит 20-30%. (Юлия Батырь, RATA-news)