Интурмаркет с 1 октября

Что даст турбизнесу закон «о билетной мафии»

С 1 сентября вступает в силу федеральный закон N 193-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"», 18 июля он подписан президентом РФ и опубликован.

Закон регулирует процедуру приобретения и возврата билетов на концерты, выставки, экскурсии, в театры или музеи. Правила касаются билетов не только приобретенных в кассе, но и электронных, и предполагается, что они должны сделать билетный рынок цивилизованным. Турфирмы рассчитывают, что более цивилизованными станут и их отношения с федеральными музеями.

Главное новшество документа: отныне запрещается продажа билетов по цене выше номинальной стоимости. Заниматься реализацией билетов, абонементов и экскурсионных путевок могут сами театры и музеи, а также уполномоченные на основании договора с ними лица. Не случайно в процессе обсуждения закон называли «о билетной мафии и перекупщиках».

Уполномоченные лица при реализации билетов могут брать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг. Но это должно быть в полном соответствии с законодательством и с обязательной выдачей покупателю документа об оплате. А общая стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10% от цены, указанной в приобретенных билетах.

Еще одно важное новшество касается возврата билетов в театры и музеи. В законе детализированы условия этой процедуры, введена дифференциация по срокам: чем ближе дата посещения, тем меньшую сумму получает зритель в случае отказа от билета. Появятся невозвратные билеты и экскурсионные путевки, которые могут продаваться по акциям и льготным программам. Этим закон также ударит по перекупщикам: сейчас они могут взять любое количество билетов, а в последний день спокойно сдать те, которые не удалось продать. Выгодный, практически безрисковый бизнес.

Условия возврата разместят на официальных сайтах музеев и других учреждений культурной сферы. Порядок возврата утверждается правительством, однако пока соответствующие подзаконные акты еще не появились.

Закон – долгожданный, театры и музеи связывают с ним большие надежды. Турфирмы тоже ждут, что он будет способствовать более лояльной политике музеев, прежде всего федеральных, в отношениях с турбизнесом. RATA-news на раз писала о том, что туроператоры по внутреннему и въездному туризму в своем сотрудничестве с музеями сталкиваются со многими проблемами. Определенные надежды появлялись у турбизнеса после перевода отрасли в ведение Минкультуры, начинались даже разговоры про закон, в котором музеи рассматривались бы не только как хранители достояния, но и участники туристического рынка.

Однако время прошло и мало что изменилось. И сейчас условия работы, в частности, покупки турфирмами билетов, согласно их договорам с федеральными музеями, по-прежнему жесткие, а возврат в подавляющем большинстве случаев вообще невозможен.

«У нас есть два часа, чтобы забронировать и выкупить определенное количество билетов в музеи Кремля, а дальше, согласно договору, мы уже не можем ни поменять, ни сдать их», – пояснил RATA-news управляющий директор компании «Тари-Тур» Игорь Кузьмин. С Третьяковской галереей ситуация лучше: «Здесь у нас депозит, и с него списывается сумма именно за то количество туристов, которые в конкретный день купили билеты».

Директор компании «Петротур» Игорь Мазулов согласен с коллегой: если с региональными музеями можно договориться и сделать переносы, то сотрудничество с федеральными – настоящая головная боль. «Отмены, возвраты не обсуждаются. Не принято также, чтобы турфирмы отказывались от покупки билетов, даже если им они сейчас не нужны. Лучше взять и потом, что называется, пристроить, отдать коллегам», – заметил он.

Пока, по словам г-на Мазулова, непонятно, как новый закон повлияет на отношения музеев с турбизнесом: «До сих пор ни один из музеев себя никак не проявил, никто об изменениях в договоре не сообщал. Полагаю, этот год мы доработаем по действующим договорам, а изменения, если будут, то только в следующем. В октябре начнется договорная кампания, возможно, что-то прояснится».

Глава юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов называет ситуацию непростой. Основания требовать четкого исполнения норм закона у турфирм есть, однако договор – продукт совместный, заключается с обоюдного согласия сторон. Нередко его содержание «корректируют» неудобные сильной стороне нормы закона. «Турфирмы находятся в слабой позиции в этой ситуации, сами предприниматели проблему решить не могут. Здесь нужен компромисс, которого проще достичь с участием третьей, независимой стороны. Это предмет заботы Федеральной антимонопольной службы, соответствующих органов московского правительства, общественных организаций», – пояснил эксперт.


Светлана Ставцева, RATA-news