Тревелпорт

Анула Галевска: «Устойчивый туризм – не этикетка, а реальные мировые практики»

Анула Галевска – консультант и инструктор по устойчивому туризму с 10-летним опытом работы в более 80 странах, основатель Sustainable Tourism Made Easy – школы управления устойчивым туризмом, представитель международных программ сертификации устойчивого туризма Green Destinations и Travelife. В связи с «УТ-форумом», который состоится в Москве 30 ноября, эксперт рассказала RATA-news о том, почему турбизнесу выгодно знать больше об осознанных путешествиях.


- Анула, давайте поясним для наших читателей, что такое устойчивый туризм и почему он важен.

- Критерии устойчивого туризма Глобального cоюза по устойчивому туризму (Global Sustainable Tourism Council) представляют собой набор из 37 добровольных стандартов. Это минимум, к которому должен стремиться любой туристический бизнес, чтобы защищать и поддерживать всемирные природные и культурные ресурсы. Устойчивый туризм удовлетворяет потребности туристов и принимающих регионов. Предполагается, что применение стандартов GSTC приведет к достижению этих целей.

Спросить «продается ли устойчивый туризм?» – все равно, что поинтересоваться «продается ли качественный туризм?». Это очень близкие понятия. Конечно, при выборе тура почти никто не забивает в поисковике «качественный отель» или «устойчивый туризм», но людям сейчас требуется опыт, который приносит пользу не только им. Иными словами, даже если турист и не произносит слов «устойчивый туризм», то его запросы совпадают с этими принципами.

Образ жизни людей становится более осознанным. Например, в ЕС введены ограничения по использования одноразового пластика. Туристы знают об этом и ждут, что турбизнес и в других регионах будет двигаться в том же направлении. Если на рынке есть два похожих предложения по размещению, то, согласно недавним опросам Booking.com, Sustainable Travel Report, Exodus Travel Report, 70% респондентов отдадут приоритет отелю, который имеет сертификат экологичности. Более 90% туристов за рубежом считают важным путешествовать этично. Недавно мы проводили большой опрос и выяснили, что 70% туристов отдадут предпочтение компании, которая поддерживает социальные инициативы. Важно, чтобы туризм приносил радость и самим путешественникам, и местным жителям, и бизнесу, и природе. В этом смысле важно, чтобы турбизнес и отели выбирали поставщиков именно на своей территории, чтобы продукты были экологичными, а местное население имело работу.

Приведу пример. Недавно я отдыхала в Сочи, поехала на чайную плантацию, и в ходе экскурсии нам постоянно повторяли, что здесь все органическое. Но потом оказалось, что на этой территории нет сортировки мусора, да и просто мусорного контейнера нет, а в ходе дегустации используется пластиковая посуда. Если туркомпания, которая «продает» экотуризм, принесет европейцам пластиковые ланч-боксы, то они просто не поймут такой экологии.

Идея и реальность должны быть связаны. Многие регионы продвигают экотуризм. Но как-то я спросила представителя региона, что включено в это понятие. Мне ответили, что в регионе красивая природа. Но ведь ясно, что этого недостаточно. Экотуризм – это забота о сокращении отходов, поддержка местного населения. Сейчас даже в Кении на охраняемых территориях внедряется политика отказа от использования одноразового пластика.

Российские регионы очень богаты с точки зрения естественной, аутентичной культуры. Они готовы ее показывать. Это тоже можно поддерживать и использовать в маркетинге. К примеру, есть туры на Кавказ, которые демонстрируют богатую природу, но обходят стороной местную культуру, не продвигают ремесла, ручную работу. Нужно уметь все это совмещать.

- Приведите примеры системного развития и поддержания устойчивого туризма в Европе и в мире, на которые вы предлагаете ориентироваться.

- Именно по этому принципу мы приглашали спикеров на «УТ-форум», который пройдет 30 ноября в Москве. К примеру, у нас будет выступать Яна Апих, представитель Словении, где системно подходят к развитию устойчивости и продвигают таким образом страну. Там разработана соответствующая система сертификации и обучения персонала, поэтому сейчас все знают, что подразумевает бренд Green Slovenia. Сейчас этот опыт планируется масштабировать на весь ЕС.

Зина Бенчейх, управляющий директор Intrepid Group в Европе, Ближнем Востоке и в Африке, представит опыт внедрения устойчивости на уровне туроператора. Это climate-positive компания, которая контролирует свое воздействие на климат. Они следят за расходом энергии, выбросами углерода и т.д. Компания также занимается социальными проектами, в частности, они добились, чтобы власти в Марокко улучшили условия работы для женщин в туризме. Это значит, у туроператора тоже есть возможность влиять на государство.

У нас будут представители отелей, которые расскажут, как важно уделять внимание пластиковым отходам. Ограничения такого рода вводятся и на уровне государств, поэтому, так или иначе, многим компаниям придется с этим столкнуться. Для испанской сети Iberostar, например, это один из элементов продвижения и качества. У нас также будет сессия о том, как продавать и продвигать устойчивость. Об этом расскажет Криста Бузня, которая занималась устойчивым маркетингом в TUI и аэропорте Heathrow.

- Кто чаще всего задает тон в развитии устойчивого туризма – власть, бизнес или сами туристы?

- Думаю, устойчивый туризм становится популярен, когда формируется критическая масса идеологов этой концепции. В Словении первый шаг сделало государство, в Германии власть также заботится о базовых запросах людей в части экологии и условий труда. Принципы устойчивости работают по всем направлениям, а не только в туризме. Однако в государствах, которые не настолько вовлечены в цели устойчивого развития, брать на себя эту миссию приходится бизнесу. И туристы тоже участвуют в этих процессах. К примеру, именно путешественники и блогеры еще шесть лет назад выступили против экскурсий с использованием китов и дельфинов. Ведь когда люди катаются на слонах, играют с тиграми, плавают с дельфинами – они должны задумываться, насколько это естественно и комфортно для животных. Сейчас уже разработаны соответствующие стандарты, которых придерживается ответственный бизнес.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы устойчивого туризма в России? Не останется ли эта концепция просто красивым образом?

- В России существует огромный потенциал для развития устойчивого туризма, это прекрасная страна, где есть все, что нужно туристам. Как сказал один из наших спикеров, если Россия займется устойчивым туризмом всерьез, то обойдет остальной мир по привлекательности для туристов. Но ничего не выйдет, если это останется лишь названием. Существует такой термин как Greenwashing, или «зеленый камуфляж», когда компания использует какие-то экологические акции разово ради продвижения, но системно на экологию не работает. Такое может происходить и на уровне региона. И это очень рискованно, поскольку такой подход отталкивает туристов.

Сейчас многие не понимают, что означает на практике устойчивый туризм, опасаются серьезных трат или необходимости привлекать большие ресурсы. Но все не так сложно. Достаточно начать думать о местном населении, постепенно сокращать потребление воды, отходы. Объем инвестиций не так и велик, больше всего вложений требует модификация внутренних процессов и обучение людей.

- Зачем нужен форум устойчивого туризма и какова ваша роль в его подготовке?

- Очень рада, что за такое короткое время мы смогли организовать форум. Моя роль заключается в экспертизе программы и подборе иностранных экспертов. Я просто восхищена профессионализмом команды РСТ, которая занимается форумом. Он нужен, чтобы показать, в какой степени весь мир вовлечен в эту тему. Тему устойчивого туризма начали поднимать уже в 1990-х, но если сначала на международных выставках специалисты обсуждали ее в узком кругу, отдельно от других проблем туристического рынка, то последние два-три года она стала общей. Устойчивость, как и качество – универсальный стандарт. Я бы хотела показать, что устойчивый туризм – не этикетка, а реальные мировые практики, которые можно и нужно применять в России. Надеюсь, после форума люди всерьез задумаются, начнут изучать критерии устойчивости и смогут использовать их для привлечения новых клиентов.

Наталья Рудакова, RATA-news